Москвитин И. Ю.

Москвитин Иван Юрьевич

Москвитин Иван Юрьевич (годы рождения и смерти неизвестны) – русский землепроходец, томский казак. В 1636 в составе отряда атамана Д. Копылова был отправлен из Томска на Лену. Копылов, основав в 1638 г. зимовье недалеко от устья р. Май, снарядил отряд во главе с Москвитиным для достижения берега моря, о котором казаки знали от тунгусов. В 1639 г. Москвитин поднялся по р. Мае и ее притоку р. Юдоме, перешел хребет Джугджур и, спустившись по р. Улье, впервые достиг побережья Охотского моря. Таким образом, Тихий океан был достигнут приблизительно через 60 лет после того, как Ермак впервые проник в Сибирь. Поставив у устья р. Ульи зимовье, отряд Москвитина обследовал побережье Охотского моря от р. Тауи до р. Уды. Часть казаков Москвитина была вблизи устья Амура и собрала первые известные нам сведения об этой реке.

В 1642 г. Москвитин возвратился в Якутск и представил отчет о своем путешествии (содержится в сборнике «Тихий океан. Русские научные исследования». Л., 1926 г.). В нем он сообщил первые сведения об Амуре, полученные им от тунгусов. Они послужили основанием для похода В. Д. Пояркова.

И. Ю. Москвитин – один из известных русских землепроходцев. Ему первому из землепроходцев удалось выйти со своим отрядом на тихоокеанское побережье и открыть таким образом в 1638 году Охотское море. Географической заслугой Москвитина является также составление первой «Росписи», содержащей сведения о реках, населении и хозяйстве Охотского края, и первое русское упоминание об Амуре.


Биография Москвитина совершенно неизвестна. Фамилия его напоминает о вероятных связях его рода с Москвой, первые же известия о нем называют его томским казаком.

Русские землепроходцы, сделавшие известными в 30-х годах XVII века необъятные пространства на севере Сибири, не могли не реагировать и на слухи о том, что на востоке плещется «Теплое море».

31 января 1636 г. выступил из Томска отряд из 50 служилых людей под начальством атамана Дмитрия Копылова. Он планировал обследовать и объясачить «Ленскую землицу». В 1637 г. этот отряд поднялся по Алдану, перезимовал на нем в 100 верстах выше устья р. Маи. Отсюда Копылов отправил группу в 30 человек «на большое море-окиян, по тунгусскому языку на Ламу» и во главе этой группы он поставил И. Ю. Москвитина. Группа восемь дней спускалась вниз по Алдану, семь недель поднималась «Маею рекою» и шла «вверх поволоку», «а с той реки Маи малою речкою [р. Юдома] до прямого волоку [до перевала Юдомский Крест на хребте Джугджур] в стругах шли 6 ден, а волоком шли день ходу, и вышли на реку на Улю на вершину», т. е. к верховьям Ульи, и «тою Улею рекою» сначала восемь дней шли, а последние пять дней – плыли до моря, т. е. вышли к устью Ульи, что и было первым выходом русских людей к тихоокеанскому побережью Евразии.

Группа Москвитииа поставила на берегу «зимовье с острогом» и приступила к приведению в русское подданство местных жителей (здесь жили родственные тунгусам ламуты, или эвены, которых авторы сообщений о походе Москвитин а называют тунгусами). На побережье Охотского моря группа провела два года, совершив далекие походы на север до реки Тауя и на юг до реки Уды (с зимовкой на обратном пути у реки Алдомы). Таким образом был изучен участок побережья протяженностью около 1200 км. При этом, что «запасы у служивых людей были невеликие, на человека по 2 пуда». По свидетельству участников похода, «до Ламы идучи кормились деревом, травою и кореньем, на Ламе же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть».

«Ивашка Юрьев» Москвитин и его земляк переводчик Семейка Петров провели немалую работу, в итоге которой сумели составить ценный географический документ: «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут, тунгусские роды, по роспросу Томсково города служилых людей Ивашки Москвитииа да Семейки Петрова, толмача тунгускова, с товарищи, куда ходят на Ламу из Якуцкого острогу».

«Роспись» содержит не только описание главного пути и волока с Алдана и Маи на Улью и к морю, но и подробный перечень притоков Маи и соседних с Ульей рек Охотской покатости («И по Ламе из-под северной стороны пали реки в Ламу»). «Гидрографическая» часть «Росписи» переплетена с «этнографической» и «экономической» – авторы документа тщательно перечисляют названия тунгусских племен и родов («на которой реке которые люди живут»), отмечая людей «оленных» и ездящих на собаках, кочующих и «сидячих», говоря о рыболовстве, охоте и промысле яиц морских птиц, о торговле с более южными народами. Например, о реке Охоте в «Росписи» сказано, что «та река рыбою рыбна», перечислены тунгусские роды, приходящие сюда для рыбной Ловли, сказано, что «на той реке люди воисты, боем своим жестоки». Впоследствии описанная Москвитиным река Охота и поставленный в ее устье Охотский острог дали имя Охотскому морю.

Особенно интересно, что в результате расспросов Москвитину и Семейке Петрову удалось получить первые сведения об Амурском крае – о реках Амгуни и Амуре. Названия «Амгунь» авторы «Росписи» не употребляют, и можно только догадываться, что упоминаемая ими «река великая» Омуть является Амгунью или одним из ее притоков, где оленные люди – тунгусы сходятся «с иными людьми» – натканами, говорящими не на тунгусском языке [гольды], «продают тем людям соболи, а у тех людей емлют серебро и чаны большие медные», «а те товары идут со иной реки».

Эта «иная река» названа с полной определенностью: «Река есть Амур от конных людей, те люди хлеб сеют и вино сидят по-русски кубами медными и трубами; да в тех же людях водятся петухи и свиньи, и кросна ткут по-русскому, и от тех людей возят к натканам муку по Амуре, в стругах плавят».

Попытка пройти к великим рекам не удалась. «И Ивашка Юрьев и Семейка толмач, и служивые люди, не доходя Чии-реки, назад воротились для того, что оголодали и вожей [проводников] не стало –тунгусы отбили». Авторы специально подчеркивают расспросный характер своих сведений об «Омути» и Амуре: «И про те нам реки у тунгусов Семейка толмач поспрашивал, а сами на тех реках не были, и про то подлинно сами не ведаем».

Поскольку Семейка Толмач упоминается здесь в третьем лице только в роли переводчика, а повествование ведется от первого лица, можно предположить, что автором «Росписи» является сам Москвитин, написавший или продиктовавший ее дьяку воеводской канцелярии.

Москвитин привез в Якутск богатое пополнение соболиной казны – 440 соболей, которые уже в 1642 г. были увезены в Москву землепроходцем Елисеем Бузой – по-видимому, это был первый вестник, сообщивший в Москве о выходе русских людей в Охотскому морю. Москвитин и Копылов были отпущены якутским воеводой в Томск, и дальнейшая судьба неизвестна.

В январе 1646 года, перед тем как из Якутска был направлен к Охотскому морю новый отряд Алексея Филиппова, продолживший дело Москвитииа, появился еще один документ о первом походе к морю. Составил эту «Скаску» участник похода Москвитииа якутский казак Нехорошко Иванович Колобов. В этом свидетельстве также говорится не только об «Амуре-реке», но и о «сидячих» гиляках (нивхах) и «бородатых людях даурах», сообщается о военном набеге дауров на нивхов, живших у устья Уды. По словам Колобова, дауры «живут дворами, и хлеб у них, и лошади, и скот, и свиньи, и куры есть, и вино курят и ткут, и прядут со всего обычая с русского. Конечно, это тоже результат расспросов и вероятных преувеличений – землепроходцев радовала возможность дойти до земель, где люди живут сходных с русскими обычаями, и возможно, что часть сведений невольно искажалась при пересказах именно с такой тенденцией. Но и Колобов говорит, что отряд Москвитина не пошел к даурам морем «за безлюдством и за голодом».

 

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 2. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1959. – 468 с.
  2. Ефремов Ю. К.  Иван Юрьевич Москвитин / Ю. К. Ефремов // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва : Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 20-23.
  3. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва : Мысль, 1966. – 271 с.