Минин Ф. А.

Минин Федор Алексеевич

(родился около 1709 – год смерти не известен)

Русский исследователь Арктики. Участвовал в Великой Северной экспедиции, с 1736 г. – в отряде Д. Л. Овцына, с 1738 г. – в качестве начальника отряда по описи берега к востоку от Енисея; в том же году на боте «Обь-Почтальон» с командой в 27 человек прошел до мыса Северо-Восточный. В 1740 г. достиг 750 15/ с. ш. (мыс Стерлегова). Минин впервые нанес на карту значительную часть пройденного им участка побережья Северного Ледовитого океана.

Именем Минина названы: мыс на п-ове Мамонт, п-ов, шхеры, залив и гора на юго-западном побережье Таймырского п-ова.


Штурман Федор Алексеевич Минин был участником, а затем руководителем одного из отрядов Великой Северной экспедиции.

Ни место рождения, ни происхождение его неизвестны, известно только, что в 1726 г. он был взят из Морской Академии, «пожалован» в штурманские ученики и отправлен в Астрахань на службу в Каспийский флот, в 1728 г. «пожалован» в подштурманы, в 1733 г. переведен в Кронштадт, а 1 мая этого же года ему присвоили чин штурмана. В 1735 г. Минин плавал из Архангельска в Кронштадт, а 7 января 1736 г. был назначен в Великую Северную экспедицию на дубель-шлюпку «Тобол», которой командовал лейтенант Дмитрий Леонтьевич Овцын. В 1737 г. Минин плавал под командой Овцына на боте «Обь-Почтальон».

По достижении 10 августа северо-западного берега острова, называемого теперь островом Шокальского, Овцын послал Минина на шлюпке на берег. Возвратившись вечером того же дня на бот, Минин сообщил, что берег, который он посетил, – ровный, невысокий и тянется в направлении с юго-запада на северо-восток, у самой воды валяется много плавника, а в глубине острова виднеются озера, соединенные протоками; на озерах много уток, гусей и чаек.

В 1738 г. Минин уже командовал ботом «Обь-Почтальон». По заданию Овцына он предпринял попытку обойти морем полуостров Таймыр. С этого времени началась самостоятельная научно-исследовательская деятельность Федора Алексеевича Минина в тяжелых полярных условиях, которая длилась до 1742 г. включительно.

В плане работ по описи северных берегов Сибири Великой Северной экспедицией было предусмотрено только четыре отряда. Среди них не значилось отряда Минина. Этот отряд был создан в 1738 г., выделившись в процессе работы из отряда лейтенанта Д. Л. Овцына. 18 июня 1738 г. Ф. А. Минин по инициативе Овцына вышел на боте «Обь-Почтальон» из Туруханска в устье Енисея. Команда бота состояла из двадцати семи человек. Бот шел вдоль восточного берега Таймыра и 8 августа около мыса Ефремов Камень (72°53' северной широты по данным Минина, а по современным – 73°10' северной широты) встретил большие льды. Минин был вынужден возвратиться и укрыть бот в Волгином зимовье (72°20' северной широты по данным Минина, а по современным – 72°35' северной широты). Через четыре дня Минин опять направился на север, но у того же Ефремова Камня вновь встретил тяжелые льды и 16 августа зашел за группу Северо-восточных островов (73°07' северной широты по счислению Минина). Отсюда он несколько раз пытался продвинуться далее, но всякий раз вынужден был возвращаться.

22 августа Минин послал вперед на ялботе своего помощника подштурмана Стерлегова. Стерлегов пошел на восток и дошел 23 августа до мыса Далекого. На нем он поставил знак – треугольный сруб из бревен в девять венцов, а над ним бревно с крестом. Широта места, по счислению Стерлегова, была 73°14', а на самом деле минут на двадцать севернее. Двигаться дальше на ялботе было невозможно и пришлось возвращаться.

30 августа Минин прекратил дальнейшие попытки продвинуться к северу и повел бот обратно в устье Енисея.

На берегу, у крайнего северного пункта, достигнутого Стерлеговым, была поставлена деревянная доска с вырезанной на ней надписью: «1738 году августа 23 дня мимо сего мыса именуемаго Енисея Северо-восточного на боту Оби Почтолионе с Флота штурман Федор Минин прошел к осту оной в ширине 73°14'».

На обратном пути произвели опись западного берега реки и направились к Туруханску. 19 сентября остановились у зимовья Терехина (70°27'), севернее Туруханска.

Получив донесения Минина о его плавании в 1738 г., Адмиралтейств-коллегия предписала ему продолжать исследования и в следующем году.

Вследствие затруднений с провиантом Минин вышел в плавание только в начале августа 1739 г., но, достигнув устья Енисея, он ввиду позднего времени года и из-за наступления сильных холодов вернулся в Туруханск.

В конце января 1740 г. Стерлегов, по распоряжению Минина, сухим путем, передвигаясь на собаках, произвел опись берега на северо-восток от устья Енисея до широты 75°26' (по счислению Стерлегова, а по современному – 75°20'), где находится мыс, ныне называемый его именем, которого он достиг 14 апреля. Скверная погода, особенно сильные метели и, главное, начавшаяся у Стерлегова болезнь глаз заставили его прекратить опись.

Летом 1740 г. Минин сделал последнюю попытку обойти на судне полуостров Таймыр. 25 июня он вышел из Туруханска и 3 августа достиг устья Енисея у реки Гольчихи, а 5 августа – у реки Глубокой.

11 августа бот был у Северо-восточных островов и на следующий день пошел на восток, но из-за шторма простоял за маленьким островком два дня и только 16 августа подошел к устью Пясины; не найдя удобного входа в реку, Минин повел бот дальше. Между берегом материка и прибрежными островами судно шло медленно. Часто останавливались и промеряли глубины, которые оказывались равными 17–21 метрам.

20 августа, когда бот находился на широте около 75°, Минин не рискнул пробиваться далее: время было позднее, о зимовке в этих местах из-за отсутствия провианта нечего было и думать. Минин решил возвращаться. 21 августа на широте 75°15' «Обь-Почтальон» повернул назад и 27 числа пришел в устье Енисея. Погода стояла чрезвычайно холодная, ночи были темные и длинные, так что приходилось с вечера становиться на якорь и стоять до утра. Только через месяц бот дошел до устья реки Дудинки. Здесь в селении Дудинка отряд зазимовал.

26 марта 1740 г. Адмиралтейств-коллегия предписала Минину отвести бот «Обь-Почтальон» в Енисейск, а самому «с командой и с описями» ехать в Петербург. 17 апреля Адмиралтейств-коллегия подтвердила свое решение. Минин получил эти распоряжения зимой 1740/41 г. 9 июня 1741 г. он вышел из Дудинки и повел бот вверх по Енисею, производя попутно опись реки.

Прибыв в Енисейск, Минин послал Стерлегова с отчетом в Петербург. В отчете он писал, что считает необходимым продолжать работы отряда по описи берега на восток от Енисея.

Еще до прибытия Стерлегова в Петербург, Адмиралтейств-коллегия поручила лейтенанту Харитону Прокофьевичу Лаптеву, производившему опись побережья полуострова Таймыр, на месте рассмотреть результаты работ Минина и решить вопрос об окончании описи обоими отрядами (X. Лаптева и Ф. Минина). После прибытия Стерлегова в Петербург Адмиралтейств-коллегия 17 марта 1742 г. еще раз рассмотрела этот вопрос и снова послала указание Харитону Лаптеву решить на месте, есть ли необходимость в продолжении работ отряда Минина. При этом Лаптеву было приказано взять Минина со всем его отрядом под свою команду. Однако, когда распоряжение это дошло до Харитона Лаптева, надобность в работах отряда Минина уже отпала, так как к тому времени оставшийся еще не снятым участок берега между Хатангой и Енисеем был уже описан самим Харитоном Лаптевым и штурманом Семеном Челюскиным.

В 1742 г. Минин еще раз вышел в плавание. 10 июня «Тобол» вышел от Енисейска и 23 июня прибыл в Мангазею (Туруханск). 6 июля Минин вышел оттуда и 11 июля на Енисее встретился с Харитоном Лаптевым. Последний не знал еще о предписании Адмиралтейств-коллегии.

29 июля Минин был уже у Толстого Носа, где его нагнал нарочный с приказом Харитона Лаптева вернуться: последний узнал о решении Адмиралтейств-коллегии только после прибытия в Туруханск. На обратном пути бот в конце сентября подошел к Осиновским порогам на Енисее. Из-за мелководья Минин оставил его в какой-то речке ниже порога, сдав на хранение местным властям, а сам с отрядом отправился в Енисейск, куда и прибыл 19 декабря 1742 г.

В начале 1743 г. Федор Минин и Харитон Лаптев направились в Петербург, но в пути Минин заболел и прибыл в столицу на полтора месяца позже Лаптева, – 8 октября 1743 г.

Неизвестно, из-за чего Минин поссорился со своим помощником подштурманом Стерлеговым, а также с некоторыми из нижних чинов отряда, но те принесли на него жалобу, обвиняя его в пьянстве, жестокости и лихоимстве. Поступили жалобы на Минина и от туруханских жителей, обвинявших его в самоуправстве. Очевидно, Минин не сумел поддерживать в отряде ту крепкую дисциплину, какая была под командой Овцына. Еще после первого самостоятельного плавания в 1738 г. Минин жаловался Овцыну на некоторых членов своего отряда, на их неповиновение и пьянство. В дальнейшем жалобы поступали в Адмиралтейств-коллегию, и она предписала (17 марта 1742 г.) Харитону Лаптеву на месте проверить состояние отряда Минина. Расследование затянулось, и только в 1749 г. последовало решение, по которому Минин был приговорен к «написанию в матросы» на два года. На этом всякие сведения о Ф. А. Минине обрываются.

Конечно, теперь трудно судить, кто прав и кто виноват, вернее сказать, в какой степени виновата та и другая сторона, но несомненно то, что при Минине дисциплина в отряде ослабла.

Результаты работы отряда говорят о том, что Минин был незаурядным человеком: в своих действиях он проявил понимание важности задачи, настойчивость, отвагу и вместе с тем благоразумную осторожность. Заслуги его весьма значительны и высоко оценены потомством. Его именем названы шесть географических объектов в Арктике: мыс Минина – на Гыданском полуострове; северная оконечность полуострова Мамонта; шхеры Минина и полуостров Минина у берега Харитона Лаптева (западный берег полуострова Таймыр); залив Минина – вдается с юга в перешеек полуострова Минина; гора Минина – самая высокая на полуострове Минина; мыс Минина – юго-западный мыс полуострова Таймыр.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. Бондарский М. С. Федор Алексеевич Минин / М. С. Бондарский. – Русские мореплаватели. – Москва : Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1953. – С. 77-80.