Геккель Э.

Геккель Эрнст

(16 февраля 1834 –9 августа 1919)

Немецкий естествоиспытатель, способствовавший развитию и пропаганде естественно-исторического материализма. Последователь Чарльза Дарвина. Образование получил в Берлинском, и Вюрцбургском университетах. В 1857 г. защитил докторскую диссертацию «О тканях речного рака». С 1861 г. – приват-доцент, а в 1862-1909 гг. – профессор Иенского университета. Э. Геккель – автор ряда оригинальных исследований по зоологии беспозвоночных, филогенезу растений, животных и по др. вопросам биологии. Эти исследования и в особенности монографии «О радиоляриях» (1862), «Об известковых губках» (1872), «О медузах» (1880), «Систематическая филогения» (1894-96) характеризуют Э. Геккеля как одного из крупнейших биологов 19 в. Однако наибольшую известность имеют его книги и статьи, посвященные обобщению и популяризации достижений естествознания, в особенности эволюционной теории. Из этих работ наиболее известны: «Общая морфология организмов» (1866), «Естественная история мироздания» (1868), «Антропогения, или история развития человека» (1874) и в особенности «Мировые загадки» (1899) и «Чудеса жизни» (1904). Геккель автор термина «экология».

На основе теории Чарльза Дарвина Э. Геккель развил учение о закономерностях происхождения и исторического развития живой природы. Значение этого учения видел в том, что оно позволяет систематически проследить историческую связь родственных групповых органических форм и изобразить ее в виде «родословного древа». Э. Геккель сформулировал теорию гастреи, согласно которой все многоклеточные животные произошли от одного общего предка – гипотетического первобытного существа, представляющего собой плавающий при посредстве ресничек двойной мешок, названный им «гастрея». Фактически данные, лежащие в основе этой теории, принадлежат русскому ученому А. О. Ковалевскому, работы которого Геккель тщательно изучал. Однако Ковалевский, как это отмечал Илья Ильич Мечников, относился всегда сдержанно к теории гастреи Э. Геккеля. Ключом к пониманию филогенеза, по мысли Геккеля, является изучение индивидуального развития живых организмов – онтогенеза. В связи с этим Геккель сформулировал и обосновал в виде биогенетического закона развитое еще Дарвином представление о связи между филогенезом и онтогенезом. Э. Геккелю принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом промежуточной формы между обезьяной и человеком – питекантропа, мысль, блестяще подтвердившаяся впоследствии (в 90-х г. 19 в.) находкой на острове Ява остатков такой формы. Большой заслугой Э. Геккеля является также и то, что он пополнил многими новыми фактическими данными систематику, морфологию и др. разделы биологии. Э. Геккель, стремясь примирить дарвинизм с ламаркизмом, считал, что изменчивость биологических видов является результатом взаимодействия между приспособлением и наследственностью. Э. Геккель подчеркивал определяющую роль внешней среды в жизни и развитии живых организмов, в частности в происхождении наследственных изменений. Он признавал возможность наследования признаков, приобретаемых организмами в течение их индивидуальной жизни. Отстаивая и развивая дарвинизм, Геккель подверг резкой критике Р. Вирхова, когда тот выступил против преподавания эволюционной теории в учебных заведениях.

Э. Геккель – один из наиболее прогрессивных ученых конца 19 – начала 20 вв., представитель естественно-исторического материализма. Однако в ряде случаев он отходил от материализма. В некоторых своих высказываниях он приближался к кантианству, например, говоря о непознаваемости субстанции. Сам Э. Геккель называл свое мировоззрение «монизмом», отрекался от названия «материалист», отстаивал союз науки с религией.

Э. Геккель был одним из основоположников и идеологов «социального дарвинизма». Неправомерно распространяя законы живой природы на явления общественной жизни, он объясняет например, разделение общества на классы действием естественного отбора, классовую борьбу – действием закона борьбы за существование и т. д. Выступая с защитой преподавания дарвинизма, Э. Геккель пытался «реабилитировать» его в глазах государства, доказывая, что дарвинизм, по существу является якобы антисоциалистическим учением. Общество Э. Геккель сравнивал с организмом и считал, что улучшение общественного строя возможно на основе расширения знаний в области биологии и антропологии. Одобряя с помощью расистских аргумент европейскую колониальную политику, Э. Геккель говорил, будто т. н. дикари (австралийцы, веды, акка и др.) в интеллектуальном отношении стоят ближе к обезьянам и др. высшим млекопитающим, чем к культурным европейцам. Этим взглядам соответствовало и его положительное отношен к политике Бисмарка, а в конце жизни – шовинистические настроения во время первой мировой войны.

 

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.