Макаров С. О.

Макаров Степан Осипович

(27 декабря 1848 – 31 марта 1904)

Русский ученый, флотоводец, полярный исследователь. Вице-адмирал. Родился в г. Николаеве а семье прапорщика. В 1858 г. был принят в морское училище в Николаевске-на-Амуре, которое окончил в 1865 г. С 1861 г., будучи кадетом, начал плавать на военных кораблях Сибирской флотилии, а затем на кораблях эскадры Тихого океана. В 1870 г. в результате исследования аварии броненосной лодки «Русалка» Макаров сделал важные предложения, касающиеся непотопляемости судов. Он изобрел специальный пластырь для заделки пробоин. В 1872 г. С. О. Макаров был вызван в Петербург для дальнейшей разработки вопросов непотопляемости кораблей.

В период русско-турецкой войны 1877-78 С. О. Макаров участвовал в боевых операциях, будучи командиром парохода «Константин». Им успешно были применены минные катера для атак турецкого флота. В декабре 1877 г. и в январе 1878 г. он впервые в мире использовал в боевых действиях против турецких кораблей самодвижущиеся мины (торпеды).

С конца 1881 г., командуя пароходом «Тамань», стоявшим в Константинополе, С. О. Макаров исследовал течения в проливе Босфор и на основе этого исследования написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» (1885), который имел большое научное и военное значение. С августа 1886 г. по май 1889 г. С. О. Макаров плавал в водах Тихого океана на корвете «Витязь» и провел ценнейшие гидрологические наблюдения над температурой и плотностью воды, течениями, грунтами и пр. По возвращении в Кронштадт он написал капитальный труд ««Витязь» и Тихий океан...» (2 тт., 1894), удостоенный премии Петербург. Академии наук и золотой медали Русского географического общества.

В 1890 Степан Осипович был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота, а затем главным инспектором морской артиллерии. В этот период С. О. Макаров изобрел для снарядов бронебойные колпачки из мягкой стали (названные его именем), намного увеличившие пробивную силу снарядов.

В ноябре 1894 г. Макаров был назначен командующим эскадрой Средиземного моря, в 1896 г. произведен в вице-адмиралы и назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии.

Макаров был одним из ученых, которые, после того как Норденшельд впервые осуществил сквозное плавание Северо-Восточным проходом, наряду с А. И. Воейковым и химиком Д. И. Менделеевым выступил за то, чтобы осуществить выдвинутую еще Ломоносовым мысль об использовании Северного морского пути. Он рассматривал ледокол как важное вспомогательное средство для достижения этой цели. В конце 1890-х гг. Степан Осипович выдвинул идею создания первого в мире мощного ледокола «Ермак». Преодолев сопротивление ряда влиятельных чиновников, Макаров добился постройки ледокола.

Весной 1899 г. «Ермак» пришел в Кронштадт, а летом 1899 г. и в 1901 г. совершил плавания в Арктику, в результате которых С. О. Макаровым был собран богатый научный материал. Хотя его первое плавание на «Ермаке» в 1898-1899 гг. к Шпицбергену и Новой Земле (««Ермак» во льдах». СПб., 1901) в тогдашних неблагоприятных ледовых условиях потерпело неудачу, но он указал путь, который был использован уже при Советской власти.

С началом русско-японской войны 1904-05 гг. С. О. Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, возглавив на этом посту боевую подготовку и действия эскадры. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором находился С. О. Макаров, подорвался на минах. Имеете с большей частью экипажа погиб и С. О. Макаров.

С. О. Макаров – автор ряда крупных работ по различным вопросам военно-морского дела: тактике, кораблестроению, артиллерии, минному делу. Книга С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897) – первый капитальный труд по морской тактике парового флота. В статье «Броненосцы или бозбронные суда?» (1903) С. О. Макаров дал прогноз развитии подводного флота и боевых возможностей подводных лодок. В содружестве с А. С. Поповым С. О. Макаров добился оборудования кораблей и береговых частей радиоустановками.


Адмирал Степан Осипович Макаров известен не только как замечательный патриот, бесстрашный флотоводец и теоретик военно-морского дела, «беспокойный» адмирал-новатор, сделавший крупнейшие вклады в усиление русского флота, прославленный герой русско-японской войны, но и как неутомимый путешественник, талантливый исследователь и выдающийся ученый-океанограф, исследователь Босфора, Арктики и Тихого океана. На трудном и славном поприще ученого Макаров прошел большой путь. Он начал заниматься океанографией как любитель, но благодаря своему пытливому уму и любви к науке стал в этой области ученым с мировым именем. Его труды положили начало целой эпохе в исследовании Мирового океана, и имя Макарова по праву занимает одно из первых мест среди имен лучших представителей мировой географической науки.

Макаров родился в г. Николаеве 27 декабря 1848 г. в семье матроса, выслужившегося в прапорщики. «Низкое» происхождение доставляло Макарову немало унижений со стороны аристократического офицерства, не упускавшего случаев третировать «матросского сына».

Поступив в возрасте десяти лет в Николаевское-на-Амуре морское училище, Макаров с отличием окончил его в 1865 г. Во время пребывания в училище Макаров совершил несколько плаваний по Тихому океану, которые зародили в нем любовь и интерес к морю. Большое и благотворное влияние на молодого моряка оказал здесь контр-адмирал А. А. Попов. По окончании училища Макаров до 1867 г. плавал на судах Тихоокеанской эскадры, затем совершил два учебных плавания по Атлантическому океану. В 1867 г. отмечена была первая опубликованная научная работа девятнадцатилетнего Макарова – статья в «Морском сборнике» о приборе для быстрого определения девиации компаса.

В мае 1869 г. Макаров был произведен в мичманы и назначен на броненосную лодку «Русалка». Имени этого судна суждено было остаться в истории русского флота: аварией, которую потерпела «Русалка», был дан толчок к созданию Макаровым «теории непотопляемости и живучести судна», развитой в дальнейшем академиком А. Н. Крыловым. Макаров обратил внимание на то обстоятельство, что броненосная лодка затонула, несмотря на то, что на судне были мощные помпы, а пробоина была сравнительно небольшая.

Для предупреждения возможных и в дальнейшем подобных случаев Макаровым был предложен ряд практических мероприятий, как-то: особая водоотливная система, пластырь для временной заделки пробоин (получивший название «пластырь Макарова» и вскоре введенный на судах всех флотов) и др.

Эскадрой, в состав которой входила «Русалка», командовал высокоталантливый и образованный адмирал Бутаков, оказавший стилем и методами своей работы большое влияние на формирование Макарова как офицера и исследователя вопросов морской тактики и географии морских военных театров.

С 1870 по 1873 г. Макаров снова на одном из кораблей Тихоокеанской эскадры. В 1873 г. Макаров был срочно вызван в Петербург и прикомандирован к адмиралу А. А. Попову для внедрения ряда технических усовершенствований на кораблях военно-морского флота; с Поповым Макаров работал до 1876 г. преимущественно по вопросам непотопляемости. К этому же времени относится возникновение у Макарова идеи о вооружении флота минными катерами, которые явились прообразом современных торпедных катеров. Для осуществления этой идеи ему пришлось немало бороться с косностью командования.

Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) Макаров командовал пароходом «Великий князь Константин». Макаров сумел вооружить пароход минными катерами, чем значительно увеличил радиус действия мин и превратил их в наступательное оружие; благодаря этому нововведению «Константин» стал невиданным до того в истории военно-морской техники боевым судном и получил, как и сам Макаров, прозвище «дедушки минного флота». В ходе войны Макаров совершил на своем корабле несколько успешных боевых операций, в частности подорвал турецкий броненосец в Сулине. Но еще больше, чем боевые подвиги, значило завоевание Макаровым приоритета в области русской военно-морской мысли.

По окончании войны капитан 2-го ранга Макаров был направлен на Каспий в качестве начальника морской части Ахалтекинской экспедиции Скобелева. Здесь на Макарове лежало обеспечение морских коммуникаций и снабжение русских войск.

В конце октября 1881 г. Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе. Время своего пребывания на «Тамани» Макаров посвятил изучению течений в Босфорском проливе. Никогда до этого не занимаясь океанографическими исследованиями, Макаров столкнулся со значительными трудностями, которые в то время усугублялись еще незрелостью самой науки – океанографии; Макарову приходилось разрешать самому как теоретические вопросы, так и практические затруднения. Однако Макаров так блестяще справился со своей задачей и результаты его работы были столь значительны, что сразу поставили его в число первых ученых-океанографов.

Труд Макарова «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» был удостоен премии Академии наук и создал Макарову славу выдающегося ученого. B этом же году Макаров был избран действительным членом Географического общества.

Макаров раскрыл механизм встречных (поверхностного и глубинного) течений Босфора, применив для этого ряд оригинальных и остроумных приемов, обогативших тогдашнюю океанологию. Данные, полученные Макаровым о течениях Босфора, пролили свет на многие особенности гидрологического режима и палеогеографии Черного моря.

B сентябре 1885 г. Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», отправлявшегося в кругосветное плавание. Это плавание Макаров также использовал для проведения океанологических исследований, на этот раз по широко задуманной программе. Плавание длилось с конца августа 1886 г. по май 1889 г. и проходило по маршруту: Кронштадт – Атлантический океан – Рио-де-Жанейро – Магелланов пролив – Вальпараисо – Маркизовы острова – Гонолулу – Иокогама – Владивосток. Из Владивостока «Витязь» совершил несколько плаваний (отдельных и в составе эскадры) в Японском, Охотском и Беринговом морях и шестимесячное плавание по малопосещаемым портам тихоокеанского побережья с целью выяснения возможностей использования их в качестве баз для кораблей русского флота. Обратный рейс корвета проходил по маршруту Владивосток – Иокогама – Сингапур – Суэц – Гибралтар – Кронштадт.

По возвращении из плавания С. О. Макаров с июня 1889 г. по октябрь 1891 г. был занят обработкой своих трехлетних океанологических наблюдений на «Витязе», которые он вел по собственной инициативе попутно с основными задачами плавания. Результатом этих трудов явилась книга «Витязь» и Тихий океан», в которой Макаров обобщал как свои собственные наблюдения, так и многолетние наблюдения в Тихом океане русских и иностранных моряков. Книга была удостоена полной премии Академии наук и Большой золотой медали Географического общества. Она была издана одновременно на русском и французском языках, стала классическим трудом по океанографии, в частности по Тихому океану, содержащим разносторонние данные о его течениях, солености, термике, климате и заслуженно доставила автору славу ученого с мировым именем, тем самым поставив нашу страну на первое место в области океанографии. Ценность этого труда не только в большом фактическом материале наблюдений, но и в богатстве оригинальных мыслей автора; большинство из них является настоящим вкладом как в теоретическую океанографию, так и в методику океанографических наблюдений.

1 января 1890 г. Макаров был произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Балтийского флота. С октября 1891 г. по ноябрь 1894 г. он исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. Трехлетняя работа Макарова в этой должности ознаменовалась многими нововведениями в области артиллерии (преимущественно морской). Главным из них было изобретение «мягких колпачков» для бронебойных снарядов, приведшее к усовершенствованию и выработке как новых видов снарядов, так и броневой защиты кораблей.

В ноябре 1894 г. Макаров был назначен командующим Средиземноморской эскадрой. За время своего недолгого пребывания в Средиземном море Макаров уделял время и океанографическим работам. Так, им были начаты наблюдения над колебаниями уровня моря в Халкидском проливе; однако эти наблюдения были вскоре прерваны в связи со спешным отплытием Средиземноморской эскадры в Тихий океан.

Во время перехода эскадры под руководством Макарова производились океанографические наблюдения в Красном море и Индийском океане. В октябре 1895 г. Макаровым было произведено дополнительное (к совершенным ранее на «Витязе») исследование пролива Лаперуза. Результаты этого исследования, а также наблюдений в Красном море и Индийском океане Макаров изложил в своей работе «Гидрологические исследования, произведенные в 1895 и 1896 гг. в Лаперузовом проливе...»

Следующий период жизни Макарова связан с осуществлением его давнишней идеи – постройки мощного ледокола для (Плавания к Северному полюсу и открытия навигации вдоль северных берегов Сибири. Эту идею Макаров кратко и образно выразил в девизе: «К Северному полюсу – напролом!»

Постройка мощного ледокола знаменовала собой начало новой эры в арктическом мореплавании. До этого плавание во льдах было «пассивным»: кораблям приходилось выискивать путь по чистой воде среди льдов. Ледокол предназначался для активного плавания, для плавания сквозь льды, для борьбы со льдами.

Одновременно с разработкой проекта ледокола Макаров изучал весь накопленный до него опыт плавания во льдах и в 1897 г. совершил на пароходе плавание в Карское море для того, чтобы на месте познакомиться с арктическими условиями.

Ледокол был построен в 1898 г. С успехом выдержав испытание во льдах Финского залива, «Ермак» под начальством Макарова совершил в 1899 г. два плавания к Свальбарду [Шпицбергену]. Во время второго плавания ледокол достиг 81°21' с. ш. и заходил на восток (к северу Свальбарда) до 20°05' в. д., тем самым доказав свою пригодность форсировать тяжелые льды Арктики.

Во время этих плаваний Макаров производил океанологические наблюдения и уделял много внимания изучению льдов и их движений: наблюдения Макарова над льдами Арктики легли в основу наших современных знаний о морских льдах. Научные результаты этих двух плаваний были обобщены Макаровым в труде «Ермак» во льдах».

Небезынтересно отметить, что в этом плавании Макарова впервые была применена в географических исследованиях киносъемка. Также впервые в истории Арктики Макаровым был установлен на Шпицбергене мареограф – прибор для записи колебаний уровня океана. Во время второго плавания к северу от Шпицбергена «Ермак» получил незначительную пробоину. Эта пробоина послужила поводом к созданию комиссии, явной целью которой было опорочить идею Макарова, что, однако, не удалось.

Летом 1901 г. «Ермак» направился в Северный Ледовитый океан для исследования возможности плавания к устьям Оби и Енисея и для изучения Карского моря. Однако вследствие исключительно тяжелых ледовых условий этого года ледоколу не удалось пробиться в Карское море, – «Ермак» почти на месяц был задержан льдами у берегов Новой Земли. Такой оборот дела позволил врагам Макарова добиться отстранения Макарова от руководства его детищем – ледоколом «Ермак».

И во время этой последней экспедиции велись регулярные океанологические наблюдения; результаты изучения распределения температур и соленостей в Арктическом бассейне были лично обработаны Макаровым и частично опубликованы с его согласия в труде Н. М. Книповича «Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана» (1906).

Исследования Макарова ценны своей тщательностью, высокой объективностью и достоверностью. Они вполне подтверждают принцип Макарова, выраженный в крылатой фразе одним из его офицеров: «Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем».

Параллельно с работами океанологического характера Макаров непрерывно трудился над разработкой новых основ военно-морской науки: например, его замечательный новаторский труд «Рассуждение по вопросам морской тактики» был первым капитальным трудом по морской тактике, созданным русским моряком. В том же году Макаров пишет о броненосных и «безбронных» судах. Макаров может справедливо считаться основоположником тактики броненосных флотов. Через все его труды по морскому делу красной нитью проходит призыв «Помни войну!», пренебрежение которым так сурово сказалось в то время, когда Япония развязала войну на дальневосточных рубежах России.

С 1899 по февраль 1904 г. Макаров занимал должность главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта.

Русско-японская война началась большой неудачей для русского флота в Порт-Артуре. Тогда немедленно «вспомнили» о Макарове, всегда «помнившем о войне», и назначили его командующим флотом на Тихом океане. Прибыв в конце февраля 1904 г. в Порт-Артур, Макаров за месяц с небольшим сумел восстановить пошатнувшееся положение защиты порта. Своей кипучей деятельностью он способствовал поднятию боевого духа русских воинов и улучшению обороноспособности крепости и флота. Нет сомнения в том, что с именем Макарова были бы связаны многие славные победы русского флота над японцами, если бы не его преждевременная трагическая гибель: 31 марта 1904 г. флагманский броненосец «Петропавловск», на борту которого находился вице-адмирал Макаров, при возвращении с боевой операции подорвался на вражеской мине и после взрыва пороховых погребов затонул.

Таков облик доблестного сына нашей Родины – Степана Осиповича Макарова, любимца и героя русского народа, боевого адмирала, передового общественного деятеля, всю свою жизнь боровшегося с рутинно-бюрократической верхушкой царской России, крупнейшего океанографа и ученого с мировым именем, бесстрашного моряка, претворившего в действительность свои крылатые слова: «В море – значит дома!»

В честь Макарова названы город, гора и река на южном Сахалине, поселок и перешеек на острове Шиашкотан (Курильские острова), остров в архипелаге Норденшельда (Карское море).

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 2. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1959. – 468 с.
  2. Зубов Н. Н. Степан Осипович Макаров / Н. Н. Зубов // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва : Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 419-426.
  3. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва : Мысль, 1966. – 271 с.