Мори М.

Мори Мэтью Фонтейн

(14 января 1806 – 1 февраля 1873)

Мори (Maury) Мэтью  – американский океанограф и метеоролог. В 1842-61 гг. – директор «Депо карт и приборов» (позже – Морская обсерватория США). Мори составил карты ветров и течений Атлантического океана, нашедшие применение в судоходстве. В 1854 г. составил первую карту рельефа дна северной части Атлантического океана М. Мори – инициатор организации первой Международной конференции метеорологии и физической географии моря в Брюсселе (1853), которая разработала единую систему судовых наблюдений и их записей.


Еще одним американским ученым XIX столетия, много сделавшим для утверждения новых представлений о Земле, был Мэтью Фонтейн Мори, родившийся в Вирджинии, но выросший и воспитанный в глухом сельском районе штата Теннесси (Williams, 1963; Leighly, 1977). Мори служил в военно-морском флоте США в чине гардемарина. И случилось так, что он находился на «Винсенсе» – первом военном судне, отправившемся в кругосветное плавание, которое длилось с 1826 по 1830 г. С ранних лет Мори отличался ненасытной любознательностью, касающейся всего, что находилось за рамками повседневности. Путешествие вокруг света породило в его уме множество вопросов, относящихся к жизни океана, пока остававшихся безответными. В 1839 г. его назначили директором военно-морского Депо навигационных карт и приборов (которое позднее стало Военно-морской обсерваторией и гидрографическим управлением США). Там Мори разработал особую форму выписки из судового журнала, куда капитаны кораблей могли заносить результаты наблюдений за ветрами, течениями и другими характеристиками моря. Когда после плавания эти листки возвращали в Вашингтон, соответствующие данные из них наносились на карты. Он же изобрел новые инструменты для измерения океанских глубин и, следовательно, смог составить первую карту рельефа дна Северной Атлантики – достижение величайшей практической ценности для разрабатывавшейся трассы первого трансатлантического кабеля. Данные о ветрах и течениях стали наноситься на навигационные карты, публиковавшиеся вместе с пояснительными текстами. Основываясь на новой картине ветров и течений, полученной с помощью упомянутых данных, Мори советовал капитанам, какой из возможных путей лучше всего избрать. В результате время пути из Нью-Йорка до Рио-де-Жанейро сократилось на десять дней, а плавание из Нью-Йорка до Сан-Франциско, занимавшее раньше в среднем 183 дня, теперь стало исчисляться 135-ю днями. Работа Мори по выбору наиболее экономных по времени маршрутов была ничуть не менее важна для увеличения скорости парусников, чем выбор оснастки и мастерство управления ими.

Но Мори не удовлетворялся простым сбором данных. Он задумал создать обобщенную картину ветров на планете; для этого нужно было выявить преобладающие ветры и исключить влияние временных и местных факторов. На его схеме атмосферной циркуляции вдоль экватора расположена зона экваториального затишья, известная теперь как пояс штилей. По обе стороны от экватора, достигая 30° широты, лежат зоны пассатных ветров с преобладающими северо-восточными ветрами в северном полушарии и юго-восточными – в южном. Между 30–35° широты в обоих полушариях находится среднеширотная зона затишья; чаще ее называют «конскими широтами». Затем в средних же широтах, приблизительно между 30° и 60° в каждом полушарии, располагается зона с преобладающими западными ветрами. Районы, окружающие полюса, указаны на схеме Мори как штилевые.

Весьма поучительно, каким образом решил Мори задачу генерализации данных о направлении ветров. Он понимал, что в его упрощенной схеме будет много неувязок, вызванных неравномерностью распределения моря и суши. При этом главными «нарушителями» были муссоны и местные морские и береговые бризы. И он решил не включать их в свою схему. Например, его сведения о направлениях ветра в тропическом поясе Южной Атлантики указывали на высокую вероятность появления у берегов Бразилии южнее 10° ю. ш. не юго-восточных, а встречных северо-восточных ветров. В своих инструкциях по кораблевождению Мори не пренебрегал этим и рекомендовал капитанам во время пути к Рио-де-Жанейро держаться вблизи берегов; именно эта рекомендация и помогла сократить время плавания сюда из Нью-Йорка. Но в его обобщающей схеме для этих северо-восточных ветров не нашлось места. Зато зоны ветров и пояса штилей так хорошо согласовывались с привычными жаркой, умеренной и холодной зонами Земли, что схема Мори стала практически общепринятой и изучалась в школах.

На своей схеме-модели Мори показал также и направление ветров в верхней атмосфере. Если воздух устойчиво перемещается от 30° широты к экватору и если измерения давления указывают на то, что оно высоко в зоне конских широт и низко в приэкваториальной, то совершенно ясно, что выше приземных ветров должно располагаться обратное течение воздуха, движущееся в противоположном им направлении. Если в средних широтах ветры у поверхности земли дуют с юго-запада или северо-запада, то воздух более высоких слоев должен двигаться в противоположном направлении, чтобы не нарушалось равновесие атмосферы в целом. На схемах, представляющих вертикальный срез атмосферы, Мори показал направления ветров, пересекающие друг друга. Несколько измененные впоследствии схемы Мори широко использовали в школьных учебниках.

Создав модель атмосферной циркуляции, Мори сделал из нее много выводов. Например, образование прибрежной пустыни в Перу, лежащей в зоне юго-восточного пассата, можно было объяснить опусканием воздуха с теневых, то есть защищенных от этих ветров, склонов Анд. Представление о том, что Перуанская пустыня образовалась в теневом прибрежье пассатной зоны, до сих пор встречается в книгах. Однако существует установленный факт, который, кстати, был хорошо известен Мори, что ветры нижних слоев атмосферы, дующие на перуанском побережье, приходят с юго-запада. Подобные неувязки, казалось бы, говорят о необходимости создания другой модели; но, поскольку концепция Мори получила широкое признание, содержащаяся в ней ошибка была как бы прощена (James, 1964).

Сам Мори отличался крайней категоричностью в своих суждениях об общей картине движения воздуха и воды. Он говорил: «Я не исповедую ни одну из существующих теорий и не защищаю никакую из доктрин любой из научных школ. Моя цель – истина. Следовательно, когда существующее у меня объяснение в какой-то момент времени при попытке оперировать какими-то фактами оказывается несостоятельным с точки зрения дальнейшего развития [теории], то открывающееся в этот момент лишь подтверждает, что новое объяснение с равным успехом укладывается и в старую систему фактов. В любом случае предпочтительнее та теория, которая согласуется с наибольшим числом известных фактов» (Maury, 1855; цитируется по предисловию к шестому изданию, 1856: XV).

Мори известен также как сторонник концепции свободного от льда полярного океана, широко обсуждавшейся в середине XIX столетия. Идея эта имеет долгую историю и, возможно, уходит своими корнями в 1527 г., когда один из английских купцов предложил использовать северный морской путь для достижения Пряных островов (Wright, 1953). В XVII в. она была возрождена усилиями одного голландского географа, высказавшего гипотезу о существовании вблизи полюса мягкого климата. Мори был убежден, что теплые воды Гольфстрима, погружаясь под более холодные поверхностные воды, затем вновь поднимаются в непосредственной близости от полюса. Когда в 1853 г. Илайша Кент Кейн собрался в поход к Северному полюсу, Мори рассказал ему о своей уверенности в существовании значительной свободной от льда акватории в этом районе. Может быть, поэтому Кейн, убедившись, что его корабль вмерз в лед и нигде не видно открытой воды, послал в направлении полюса санный отряд. На 80°30' северной широты, стоя на высоком обрывистом берегу северной Гренландии, руководитель этого отряда заявил, что «ни одной льдинки не было видно». Безбрежное пространство свободной от ледяных полей воды простиралось в северном направлении и уходило за горизонт. Воды океана вздымались мощными валами, как это бывает только на обширных пространствах открытой воды. Это сообщение – наглядный образчик того, как красноречиво изложенная концепция может с такой силой врезаться в сознание, что способные поддержать ее доказательства ощущаются и воспринимаются как существующие даже в их отсутствие и поэтому с уверенностью сообщаются как факты наблюдения. Представление о свободном от льда полярном океане было окончательно отброшено лишь после дрейфа Фритьофа Нансена  на «Фраме» (1893–1896). Его путь пролегал всего в нескольких градусах от полюса среди сплошных льдов.

Мори пытался наладить международное сотрудничество в сборе данных о ветрах и течениях. Опираясь на ряд предложений британских исследователей, Мори выдвинул идею международной конференции, на которой присутствовали бы делегаты всех стран с развитым морским судоходством. Мечтал он и о создании системы наземных наблюдений; как раз в это же время Джозеф Генри, директор Смитсоновского института в Вашингтоне, пытался учредить в США и Канаде сеть метеостанций для предупреждения о штормовых циклонах. В России в 1835 г. уже была создана такая сеть – результат инициативы Гумбольдта во время его визита в эту страну. Но Генри не нравилась идея Мори о сотрудничестве. Поэтому на международной конференции в Брюсселе, состоявшейся в 1853 г., сотрудничество было ограничено лишь наблюдениями на море. В результате конференции приток новых данных, поступавших в Вашингтон, значительно возрос. Сам Гумбольдт  поддержал усилия Мори в выделении нового поля научной деятельности – физической географии океана.

Карьера Мори в качестве офицера военно-морских сил и как географа резко оборвалась в 1861 г., когда он ушел в отставку, чтобы присоединиться к Конфедерации. Рожденный в Вирджинии, он испытывал сильное чувство привязанности к этому штату. Для обороны реки Джемс он изобрел торпеду с электрическим взрывателем. Его посылали в Англию с целью закупки припасов и кораблей для Конфедерации. После окончания войны Мори ненадолго отправился в Мексику, чтобы обеспечить пристанищем вирджинских плантаторов, которые желали покинуть Соединенные Штаты. С 1868 г. и вплоть до смерти в 1873 г. занимал пост профессора естественных наук в Вирджинском военном институте. Широкую известность завоевал его школьный учебник по географии (Williams, 1963).

 

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.