Хименес де Кесада Г.

Хименес де Кесада Гонсало

(между 1495 и 1509-79)

Испанский конкистадор, хронист. Окончил университет в Саламанке, получил степень лиценциата права. В 1535 г. участвовал в завоевательном походе против индейских племён в районе Санта-Марты (Карибское побережье Колумбии). В 1536 г. в звании генерал-капитана отправился в поход во главе отряда в 900 чел. к истокам р. Магдалена с целью открыть новый путь в Перу. В начале 1537 г. вторгся на территорию муисков, открыв район западных Анд. Захваченная территория получила название вице-королевство Новая Гранада. В 1539 г. выехал в Испанию, добивался у испанской короны признания своих заслуг. В 1550 г. вернулся в Новую Гранаду в звании маршала; занимал должности алькальда и рехидора основанного им в 1538 г. Санта-Фе-де-Богота. В 1569-72 гг. предпринял в поисках Эльдорадо поход в бассейн р. Ориноко. Xименес де Кесада – автор ряда исторических работ, в т. ч. «Восхваление завоеванию королевства Новая Гранада», «Различия в военном искусстве в Новом и Старом Свете» и др. Большая часть их считается утерянной.


Государства муисков – ряд крупных территориально-политических объединений земледельческих племён, живших в долинах Восточной Кордильеры на территории современной Колумбии. К 30-м гг. 16 в. насчитывалось 5  государств муисков: Богота (объединяло 18 союзных и покоренных племён), Тунха (9 племён), Тундама (11 племён), Согамосо (5 племён), Гуанента (12 племён). Вся власть в государствх муисков принадлежала родовой аристократии, военной знати и жрецам. Во главе каждого из государств стоял верховный правитель, обладавший правом утверждать вождей подчинённых племён.

Наиболее сильными были государства южных муисков с центром Богота и северных муисков с центром Тунха. Между ними шла ожесточённая борьба за расширение владений. В 1490 г. произошла битва между правителем южных муисков (сипой) Сагуанмачикой и правителем северных муисков (саке) Мичиа, закончившаяся гибелью обоих правителей. Борьбу продолжили их наследники Немекене и Кемуэнчаточа. В сражении 1522 г. около селения Чоконта южные муиски потерпели поражение, Немекене был убит. К моменту прихода конкистадоров (1537) муиски, разделённые на два враждебных лагеря, стояли перед угрозой новой междоусобной войны. Вторжение испанских завоевателей положило конец самостоятельности государств муисков.

Эльдорадо (от испанского el dorado – золотой, золочёный), мифическая страна, богатая золотом и драгоценностями, которую искали в бассейнах рек Ориноко и Амазонка в 16-18 вв. Легенда об Эльдорадо объединяла несколько историй, услышанных испанцами от индейцев (содержание легенды, версии о местонахождении Эльдорадо менялись). Первоначально в легенде об Эльдорадо нашла отражение церемония жертвоприношения золотом и драгоценными камнями, совершавшаяся на оз. Гуатавита (Колумбия) вождями племени муисков и ставшая известной европейцам как церемония с «позолоченным человеком» – «Еl hombre dorado» (варианты её изложены в 16 в. испанскими хронистами Овьедо, Р. Фресле). Попытки найти золото в землях муисков предприняли в 1530-х гг. отряды конкистадоров во главе с С. Белалькасаром, Г. Хименесом де Кесадой, Н. Федерманом; в 1530-1540-х гг. поиски «золотой страны» также вели Д. Ордас, Г. Писарро, Ф. Орельяна и др. (в 1548-50 П. Урсуа). В это же время рассказы о богатых городах Сибола распространял в Мексике монах М. Ниса. В 40-50-х гг. легенды об Эльдорадо связывали с племенем омагуа (главнм образом на основании повествований о богатствах столицы омагуа участников отряда конкистадора Ф. Хуттена, разбитого в 1542 г. воинами этого племени). Розыски племени омагуа были предприняты в 1560-61 экспедицией Урсуа, возглавленной после его убийства конкистадорами Ф. Гусманом и Л. Агирре. В конце 16 в. представление об Эльдорадо стало связываться с г. Маноа на берегу оз. Парима («Золотое море»); легенду распространил солдат экспедиции 1569 г. П. М. Сильвы – X. М. Альбухар, живший до 1584 г. среди индейцев Гвианы. В 80-90-х гг. 16 в. Маноа искали к юго-востоку от Ориноко экспедиции А. Беррио, Д. Веры, У. Рэли (руководил английской экспедицией и в 1618 г.) и др.; в 1595-98 путь Рэли повторил голландец Кабелио. Издание Рэли в 1596 в Лондоне книги о своём путешествии (в конце 16 – начале 17 вв. она была опубликована также на латинском, немецком, французском и голландском языках; русский перевод – «Открытие Гвианы», 1963) способствовало широкому распространению в Европе в 17 в. мифа об Эльдорадо. Одновременно г. Маноа и оз. Парима появились на ряде карт – Рэли, ок. 1596; И. Гондиус, 1599; Т. Бри, 1599. В поисках Эльдорадо в 1602 г бассейн Ориноко посетила французская экспедиция Р. М. Монбарио; в 1637 г. по пути Ф. Орельяны прошёл отряд во главе с монахами-францисканцами Д. Бриева и А. Толедо, в том же году путь от устья Амазонки к её верховьям в Эквадорские Анды проделала поргугальская экспедиция, возглавлявшаяся П. Тейшейрой. В 1655 г. плато Гран-Сабана (Восточная Венесуэла) исследовала экспедиция М. Маттесона. В розыски Эльдорадо включились и агенты голландской Вест-Индской компании: в 1714 г. П. ван дер Хейден Резен, в 1739 г. Н. Хорстман. Последняя крупная экспедиция в поисках Эльдорадо – испанца Н. Родригеса в 1775-80 гг. В ходе многочисленных экспедиций по розыскам Эльдорадо осуществлён ряд важных географических, открытий в бассейнах рек Ориноко и Амазонка. В 17 – сер. 19 вв. г. Маноа и оз. Парима помещались на многих картах Нового Света: в атласах В. Блау (1620-е гг.), Ж. Лаата (1630), Н. Сансона (1656), Хейлина (1663), Й. Хомана (1725), Р. Вогонди (1750), X. де ла Крус Кано-и-Ольмедильи (1775, неоднократно переиздавался без изменений до 1851), Арси де ла Рошета (1807 и переиздание 1851), П. Шанлера (1816) и др. Миф об Эльдорадо нашёл отражение в произведениях классической литературы – Дж. Мильтон «Потерянный рай», 1667; Вольтер «Кандид, или Оптимизм», 1759; Ш. Бодлер «Плавание», 1859. В 19 в. развенчанию мифа об Эльдорадо в значительной мере способствовали исследования Южной Америки, предпринятые немецким путешественником и натуралистом А. Гумбольдтом. Впоследствии слово Эльдорадо вошло в большинство языков мира как синоним страны богатств и сказочных чудес, изобилия, а также как символ безнадёжных поисков.

 

Список литературы

  1. Латинская Америка. Энциклопедический справочник (в 2 томах). Т. 2. – Москва : Изд-во «Советская энциклопедия», 1982. – 656 с.