Вы здесь
Малыгин С. Г.
Малыгин Степан Гаврилович
(год рождения неизвестен – 1764)
Русский исследователь Арктики. В 1711-17 гг. учился в Московской школе математических и навигацких наук. Начал службу во флоте в 1717 г. гардемарином; в 1721 г. был произведен в лейтенанты. До 1735 г. служил в Балтийском флоте. Им написано первое на русском языке руководство по навигации, изданное в 1733 г. В 1736 г. С. Г. Малыгин был назначен начальником одного из отрядов Великой Северной экспедиции вместо С. В. Муравьева. Летом 1736 г. на коче «Обь» прошел из Печоры до острова Долгого, где дождался прихода из Архангельска ботов «Первого» и «Второго» под командой А. Скуратова и И. Сухотина; на ботах он дошел до р. Кары, впадающей в Байдарацкую губу Карского моря, и поднялся по ней на 60 км вверх. Летом 1737 г. обогнул полуостров Ямал и поднялся по Оби до Березова, где передал командование Скуратову и выехал в Петербург. В результате плаваний С. Г. Малыгин было описано морское побережье от Югорского Шара до устья Оби. В 1762 г. был произведен в капитан-командоры и назначен начальником адмиралтейской конторы в Казани. В честь С. Г. Малыгин названы пролив между полуостровом Ямал и островом Белым и юго-западный мыс этого острова.
С. Г. Малыгин был одним из образованнейших военных моряков своего времени. Его имя с большим уважением произносилось не только в кругу близких друзей, но я среди многочисленных учеников, которых Малыгин обучил вождению судов в море. Ему принадлежит первое на русском языке пособие по навигации – «Сокращенная навигация по карте де Редюксион». Особую известность Малыгин приобрел как начальник западного отряда Великой Северной экспедиции, описывавшей морские пути вдоль северных берегов Азии.
Год рождения Малыгина не установлен. Он учился в Навигацкой школе в Москве, которую окончил в 1717 г. В 1728-1729 гг. Малыгин в чине унтер-лейтенанта плавал на Балтийском море и в северной части Атлантического океана. Плавая на различных судах из Балтийского моря в Баренцево, Малыгин получил хорошую морскую подготовку и вскоре стал крупнейшим специалистом штурманского дела. В 1731 г. он представил на отзыв в Академию наук свой труд «Сокращенная навигация по картие дe-Редукцион». [«Картие де-Редукцион» - специальная карта, позволяющая упрощенным грагическим способом вводить поправки (редуцировать) в счисление курса корабля и в определение его местонахождения, а также позволяющая решать тригонометрические задачи навигационной практики на плоскости и по меркаторским (морским) картам.] Это было первое в русском флоте руководство по навигации. В нем Малыгин подробно описал устройство морского компаса и правила пользования им, дал общее понятие о градусной сетке глобуса, объяснил методы плавания при помощи плоских и меркаторских карт и, наконец, дал описание «картие де-Редукцион» с приложением карты и пояснительных чертежей. Описание метода кораблевождения по редукционной карте, составленное Малыгиным, было на высоком по тому времени научном уровне. Книга получила положительный отзыв академии наук и к 1733 г. была издана.
В феврале 1734 г. по инициативе президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Н. Ф. Головина для подготовки штурманов военно-морского флота была учреждена Штурманская рота. Малыгин был назначен в нее преподавателем.
Однако не прошло и двух лет, как Малыгин вынужден был предать свою работу в Штурманской роте. В 1735 г. его послали в Вятскую губернию для сбора денежной казны, а затем отозвали из этой командировки и в начале 1736 г. назначили начальником западного отряда Великой Северной экспедиции вместо отстраненных Адмиралтейств- коллегией «за многие непорядочные, нерадетельные, леностные и глупые поступки» С. Муравьева и М. Павлова.
Степан Муравьев и Михаил Павлов поступили на флот гардемаринами, первый – в 1718 г., второй – годом раньше. Сведений о том, когда им были присвоены офицерские звания, не сохранилось. Известно лишь, что Муравьев до 1723 г. плавал на небольших судах в Балтийском море, а затем, до 1727 г., наблюдал за постройкой грузовых судов в Старой Ладоге, где одновременно вел заготовку и сплав дубового леса для Петербургского адмиралтейства. Последующие пять лет Муравьев командовал небольшими военными судами. Служба Павлова также проходила то в плаваниях, то на различных хозяйственно-технических работах. В экспедицию и Муравьев и Павлов были назначены в 1733 г., причем Муравьев, командовавший до этого придворной яхтой «Елизабет», был «написан» в лейтенанты.
Свою работу под начальством Муравьева отряд начал в 1734 г. на двух кочах – «Экспедицион» и «Обь», построенных для отряда в Архангельске по типу судов беломорских промышленников. В этом году отряд прошел с гидрографическими работами вдоль побережья полуострова Ямал до 72º35' с. ш.
В 1735 г. после зимовки в Печоре кочи поднялись на север вдоль побережья полуострова Ямал, причем один из кочей (лейтенанта М. С. Павлова) достиг 73°11' с.ш., т. е. широты пролива Малыгина. На зимовку кочи опять вернулись на Печору.
Малые результаты своих плаваний Муравьев объяснил прежде всего плохими мореходными качествами кочей. По его словам, на кочах не только нельзя было лавировать, но даже лежать в дрейфе.
Адмиралтейств-коллегия, уважив представления Муравьева, приказала построить для отряда в Архангельске взамен кочей два палубных бота. Также по представлению Муравьева в 1736 г. в устье Оби был послан геодезист Василий Селифонтов. В течение лета Селифонтов прошел на север по западному берегу Обской губы, обогнул полуостров Ямал с севера и, спустившись на юг по западному берегу Ямала, достиг пункта, до которого в 1735 г. доходили Муравьев и Павлов.
Однако Муравьев и Павлов не проявили должной настойчивости в решении поставленных перед ними задач. В Адмиралтейств-коллегию на них поступали жалобы, и коллегия начала следствие. Оба офицера были отстранены от командования, а по окончании следствия в 1737 г.– разжалованы в матросы. Спустя три года чины были им возвращены и дана отставка «от службы».
Адмиралтейств-коллегия не ограничилась одним назначением Малыгина. Она приняла меры к обеспечению деятельности отряда, который должен был во что бы то ни стало провести намеченные планом исследования. Малыгину предписывалось организовать специальный сухопутный отряд для постановки на побережье Обской губы приметных знаков (маяков) и измерения расстояния между ними, а также для поиска удобных мест стоянок и зимовок кораблей. Адмиралтейств-коллегия предписывала также укомплектовать экипаж наиболее крепкого коча (а их у отряда было два – «Обь» и «Экспедицион») надежными людьми и весной выйти из Печоры к проливу Югорский Шар, куда должны были подойти боты «Первый» и «Второй», построенные в Архангельске. Вступив возле Югорского Шара в командование всеми судами, Малыгин должен был отправиться для выполнения съемок побережья. В случае, если предусмотренные инструкцией работы не удастся выполнить в одно лето, отряд Малыгина должен был стать на зимовку в удобном месте вблизи конечной достигнутой точки, с тем чтобы в следующую навигацию продолжить съемку.
Приняв в свое ведение суда и команду, Малыгин начал деятельно готовиться к экспедиции. В мае 1736 г. он приступил к ремонту коча «Экспедицион», получившего в результате двухлетнего плавания во льдах серьезные повреждения. Вскоре коч был готов к походу, и 27 мая, когда прошел лед, Малыгин по промеренному и обвехованному участниками экспедиции фарватеру направился из Пустозерского острога вниз по Печоре.
28 мая судно достигло устья. Впереди, насколько хватал глаз, море было покрыто льдом. Не имея возможности продвигаться дальше, Малыгин решил поставить судно на якорь и ожидать улучшения ледовой обстановки. Но на следующее утро сильный ветер пригнал в устье лед, который зажал коч. Сняться с якоря не удалось, и вскоре коч подвижкой льда был выброшен на мель, а затем прижат к берегу. У судна был сорван руль и сломан форштевень. Оставаться дальше на судне не представлялось возможным, и Малыгин приказал выгрузить на берег продовольствие и снаряжение экспедиции. Ему удалось спасти всех людей и большую часть экспедиционного груза.
Пришлось вернуться к месту зимовки и приступить к ремонту второго коча – «Оби». 18 июня ремонт был закончен, и отряд Малыгина снова отправился вниз по Печоре.
Пройдя от устья Печоры на сорок миль к востоку, вдоль побережья Ледовитого океана, коч встретил тяжелый лед. В течение недели «Обь» пробивалась сквозь льды. Только 29 июня судно подошло к острову Варандэй, расположенному у материка, к востоку от Гуляевских Кошек – гряды островков и мелей, отгораживающей Печорскую губу от Баренцова моря; здесь тяжелые льды опять задержали коч. Все попытки продвинуться дальше не увенчались успехом. Погода также не благоприятствовала плаванию: из-за большой влажности и низкой температуры воздуха снасти и паруса обледеневали, и управлять ими было невозможно. С большим трудом коч 22 июля подошел к островам Матвеева и Голец. Узнав от встретившихся здесь промышленников, что далее на восток лежит сплошной неподвижный лед, Малыгин решил стать на якорь и ожидать улучшения условий плавания.
3 августа ледовая обстановка несколько изменилась, и судно смогло продолжать плавание. В это время к острову Матвеева пришли из Архангельска построенные для отряда боты «Первый» и «Второй» код командой лейтенантов Скуратова и Сухотина.
7 августа все три судна направились дальше на восток, и уже на следующий день они прибыли в пролив Югорский Шар и стали на якорь у острова Вайгач, между мысами Сухим и Перевозным.
Ледовые условия в Карском море, куда должны были идти корабли, были весьма неблагоприятны. Югорский Шар и море к востоку от острова Вайгач были покрыты сплошным неподвижным льдом.
Дальнейшее плавание становилось опасным. Коч вряд ли мог выдержать предстоящую борьбу со льдами. Поэтому Малыгин, перейдя на бот «Первый», отправил «Обь» под командованием лейтенанта Сухотина в Архангельск, а командиром «Второго» назначил лейтенанта Скуратова. Более двух недель простоял отряд Малыгина в Югорском Шаре и только 24 августа пробился сквозь лед и вышел в Карское море. Дойдя до острова Мясной (или Местный), расположенного в двенадцати милях к востоку от входа в Югорский Шар, суда снова были вынуждены стать на якорь.
На созванном Малыгиным 4 сентября совещании офицеров, унтер-офицеров и кормщиков экспедиции было решено зазимовать в устье реки Моржовки (теперь река Таутей), протекающей по западному берегу Ямала (в пятнадцати милях к северу от Шараповых Кошек).
Тринадцать дней простояли суда у острова Мясного. За это время участники экспедиции описали остров и прилегающие к нему берега материка, произвели наблюдения над приливами и поведением компаса, описали небольшие речки, впадающие в этом районе в море, и определили широту места.
5 сентября сильным юго-западным ветром льды отогнало от берегов, и, воспользовавшись этим, Малыгин повел свои суда на юго-восток, вдоль берегов Югорского полуострова, потому что «в море, по надлежащему... курсу, не малые льды видимы были, и пройти было весьма безнадежно». Суда продвигались медленно, так как лавировать в узком проходе между берегом и стоячими льдами было трудно. 11 сентября Малыгин достиг устья реки Кары. Здесь экспедиция определила широту и долготу места, измерила глубину губы и устья реки и нашла фарватер для прохода судов в губу.
Малыгин снова собрал совет, на котором было принято решение, во что бы то ни стало, несмотря на позднее время года, пробиваться на восток. Суда вышли в море и взяли курс на северо-восток. Вскоре они были снова зажаты тяжелыми льдами и лишены возможности двигаться. Сплошной ледяной покров простирался до самого горизонта. Частые и сильные сжатия льдов грозили раздавить суда. Малыгин вынужден был отказаться от первоначального плана идти на зимовку к восточным берегам Ямала и повернул к устью Кары. Поднявшись на шестьдесят пять километров вверх по реке и выбрав удобное место для стоянки судов, отряд 26 сентября 1736 г. стал на зимовку.
6 ноября к месту зимовки прибыл сухопутный отряд геодезиста Василия Селифонтова, который еще ранней весной был отправлен из Пустозерска на оленях для описи берегов полуострова Ямал. Пройдя большеземельскую тундру, Селифонтов пересек Югорский полуостров и южную часть Ямала, достиг западных берегов Обской губы и отсюда направился на север. В течение июля и августа он произвел съемку и опись восточных и западных берегов Ямала, установил по побережью большое количество приметных знаков (маяки, гурии) и определил расстояние между ними, осмотрел устья рек, впадающих в Обскую губу и в Карское море, измерил их глубины и течения, осмотрел южные бега острова Белого и выполнил ряд других работ и наблюдений. Работа Селифонтова оказала большую помощь Малыгину при осуществлении им главной задачи экспедиции – плавания вокруг Ямала в Обь.
С приходом отряда Селифонтова число людей на зимовке увеличилось. В связи с этим в целях экономии продовольствия Малыгин с большей частью экипажей судов переехал на оленях в Обдорск (теперь Салехард). У места зимовки была построена изба и там остались подштурман Великопольский с подлекарем и десятью матросами.
С наступлением светлых дней Малыгин вновь направил отряд геодезиста Селифонтова для описи берегов острова Белого, а сам с людьми, зимовавшими в Обдорске, в начале мая возвратился к месту зимовки и начал готовиться к дальнейшему плаванию.
В начале июня река Кара вскрылась, но море еще было покрыто льдом, и суда до 1 июля 1737 г. задержались в устье Кары, где была произведена опись берегов. 4 июля, когда ледовая обстановка несколько улучшилась, суда продолжили путь и 9 июля достигли южной части Байдарацкой губы. Здесь отряд находился несколько дней, производя измерение глубин и наблюдая приливо-отливные явления. 12 июля суда снялись с якоря, достигли берегов Ямала и вдоль них стали пробиваться на север. К 18 июля Малыгин достиг устья реки Юрибей, а через три дня прошел Мутную губу и Шараповы Кошки и к утру 23 июля вышел в пролив, отделяющий полуостров Ямал от острова Белого (теперь пролив Малыгина). Здесь он встретился с Селифонтовым (который еще в марте выехал из Обдорска для описи острова Белого), от которого узнал, что намеченная планом съемка северных берегов острова не выполнена из-за отсутствия на острове корма для оленей.
Сильный встречный ветер и течения, частые туманы, трудность лавирования в узком проливе, изобиловавшем многочисленными отмелями, надолго задержали Малыгина в этом районе. Однако он не терял времени даром: отряд изучил течения, характеристики морских вод, во многих местах измерил глубину пролива, определил широту и долготу места.
Только 16 августа, при сильном северо-западном ветре, отряд смог продолжать путь на восток и через сутки, обогнув Ямал, вошел в Обскую губу. Впереди лежало свободное ото льда море, и Малыгин беспрепятственно продвигался на юг, производя опись западных берегов Обской губы.
11 сентября Малыгин достиг устья Оби. Работы отряда приближались к концу. 1 октября суда прибыли в Березов и стали на зимовку. Здесь Малыгин разместил участников экспедиции по квартирам, передал командование отрядом лейтенанту Скуратову, а сам отправился в Петербург докладывать Адмиралтейств-коллегии о проделанной работе.Больше Малыгин не принимал участия в работах Великой Северной экспедиции.
За время плавания отряд Малыгина описал и нанес на карту все побережье от Югорского Шара до устья Оби, определил широты нескольких пунктов, произвел наблюдения над состоянием льдов, течениями, приливами и земным магнетизмом, определил судоходность впадающих в Карское море и в Обскую губу рек, произвел промеры глубин моря и Обской губы, установил возможность богатого промысла белухи и другого морского зверя в прибрежной полосе Карского моря и в Обской губе и собрал много других полезных сведений.
Оценивая работу С. Г. Малыгина и его спутников, известный русский мореплаватель Ф. П. Литке писал: «... Препятствия физические были столь велики, а, напротив, средства, им данные, столь недостаточные, что более должно удивляться тому, что совершено ими, нежели, тому, что не сделано».
Нельзя забывать, что экспедиция была снабжена весьма примитивными мореходными инструментами, что методы наблюдений в то время были далеко не совершенными. И, несмотря на это, С. Г. Малыгину удалось составить первую карту, которая давала более или менее верное представление о побережье Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья Оби. Эта карта была использована при составлении сводной карты Великой Северной экспедиции, а очертания южных берегов Карского моря в том виде, как они были определены. Малыгиным, в течение долгого времени сохранялись на картах мира.
Интересные и весьма разносторонние географические сведения, собранные Малыгиным о крае, до этого еще мало известном науке, принесли ему вполне заслуженную славу выдающегося полярного исследователя и мореплавателя. Большая их часть до сих пор не утратила своего значения.
В феврале 1738 г. Малыгин прибыл в Петербург, привезя с собой материалы работ отряда (журналы, карты и записи). 9 марта Малыгин доложил Адмиралтейств-коллегии о результатах научных наблюдений и исследований и представил на утверждение отчет об израсходовании денег и продовольствия. Адмиралтейств-коллегия высоко оценила результаты работ Малыгина и поручила профессорам Морской Академии составить на основании представленных им записей «экстракт», полезный для мореплавания.
Характеризуя плодотворную и успешную деятельность Малыгина как полярного исследователя, Ф. П. Литке писал, что Малыгин исполнил все, «что ему было положено», и отличился «всеми достоинствами», коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: решительностью и неутомимостью».
Боты «Первый» и «Второй» в 1738 г. вышли с места зимовки в обратный путь и 23 августа подошли к устью реки Кара. 12 сентября льдами боты выжало на мель. Здесь боты были оставлены на зимовку и только в августе 1738 г. вернулись в Архангельск.
По возвращении в Петербург Скуратов по поручению Адмиралтейств-коллегии составил карту района работ отряда с самого начала его возникновения. Это была первая карта данного района, основанная на инструментальных наблюдениях и потому близкая к действительности.
Малыгин же по возвращении из экспедиции возвратился к практической подготовке специалистов штурманов. В 1738 г. он был назначен командиром корабля и совершал плавания в Балтийском и Северном морях. В это же время Малыгин ходатайствовал перед Адмиралтейств-коллегией о предоставлении ему специального судна для плавания из Кронштадта в Архангельск и обратно с целью обучения штурманских учеников на практике. Адмиралтейств-коллегия приняла это ценное предложение и выделила в распоряжение Малыгина фрегат «Амстердам-Галей» и сорок учеников. Однако плавание, назначенное на 1739 г., не состоялось, так как в результате обострения отношений между Россией и Францией в Балтийском море появился французский военный флот. В 1740 г. «Амстердам-Галей» вышел в плавание и во время бури у острова Борнхольм потерпел крушение. В 1740 г. Малыгин был произведен в капитаны
В течение последующих трех лет С. Г. Малыгин неоднократно плавал по Финскому заливу и Балтийскому морю и, командуя в летнее время пятидесятичетырехпушечным кораблем, принимал участие в военных действиях против шведов во время войны 1742–1743 гг.
В 1741 г. Малыгин был назначен командиром Штурманской роты. Заботясь о подготовке специалистов-штурманов в единственном в то время учебном заведении, выпускавшем штурманов для флота, Малыгин ввел в систему обучения ряд улучшений и нововведений.
В 1750 г. Малыгин назначается цейхмейстером, а в 1751 г. – командиром корабля «Рафаил».
К этому времени Степан Гаврилович Малыгин прослужил во флоте уже около 35 лет. Здоровье его заметно пошатнулось, подошла старость. В 1751 г. он обратился в Адмиралтейств-коллегию с просьбой предоставить ему вакантное место «капитана над Рижским портом», т. е. службу на берегу. Уйти в отставку он, по-видимому, не мог, так как никакого состояния своей бескорыстной службой не нажил и вынужден был служить до последних дней своей жизни. Однако Адмиралтейств-коллегия не сразу удовлетворила его просьбу. Только через два года ему было предоставлено просимое место, и он вступил в исполнение обязанностей «капитана над Рижским портом». Начавшаяся в 1756 г. Семилетняя война, в которой Россия совместно с Австрией, выступила против Пруссии, застала Малыгина на этом посту. Как хороший организатор и администратор, он решительно и энергично действовал при отправке войск, снаряжения и продовольствия в район действий, а также при подготовке кораблей к различным операциям.
В 1762 г. Малыгин получил чин капитан-командора и одновременно был назначен начальником адмиралтейской конторы в Казани. Здесь, вдали от моря, оторванный от любимого морского дела 1 августа 1764 г. Малыгин скончался.
В честь Малыгина был назван один из советских ледокольных пароходов. Имя Малыгина носят: пролив, отделяющий остров Белый от полуострова Ямал, самый северный мыс полуострова Ямал, течение в проливе и якорная стоянка на северном побережье полуострова Ямал.
Список литературы
- Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 2. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1959. – 468 с.
- Зубов Н. Н. Степан Гаврилович Малыгин / Н. Н. Зубов // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва : Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 75-77.
- Лактионов А. Ф. Степан Гаврилович Малыгин / А. Ф. Лактионов // Русские мореплаватели. - Москва : Военное изд-во мин-ва обороны СССР, 1953. - 672 с.
- Молявко Г. И. Геологи. Географы. Биографический справочник / Г. И. Молявко, В. П. Франчук, В. Г. Куличенко. – Киев: Наукова думка, 1985. – 352 с.