Барков А. С.

Барков Александр Сергеевич

(1873-1953)

А. С. Барков – крупный советский географ-страновед, карстовед и методист, действительный член Академии педагогических наук, профессор Московского университета, заслуженный деятель науки.

В развитии отечественной географии Барков известен прежде всего как крупный исследователь карстовых явлений, страновед – один из лучших знатоков природы Африки и как создатель современной методики преподавания физической географии в средней школе.

Полевая работа Баркова была связана с изучением карстовых процессов в различных районах Советского Союза. Результаты этих исследований имели практическое (в частности, для нужд Волгостроя) и научное значение. После смерти А. А. Крубера Барков фактически возглавлял у нас молодую науку– карстоведение.

Барков-страиовед является автором ряда работ о природе зарубежных стран. Особый интерес он проявлял к изучению физической географии Африки, в результате чего им была создана первая отечественная комплексная сводка о природе этого материка.

Барков – член «московской четверки» – один из соавторов знаменитой серии хрестоматий и учебников по географии для средней школы. Эта серия, над которой он работал совместно с А. А. Крубером, С. Г. Григорьевым и С. В. Чефрановым, произвела в дореволюционные годы подлинный переворот в преподавании географии в средней школе. Как крупнейшему авторитету в области методики преподавания географии Баркову в соавторстве с А. А. Половинкиным СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1934 г. поручили составить стабильный учебник по географии для V класса средней школы. Этот учебник переиздавался до 1955 г., делая имя Баркова известным миллионам людей нашей страны.

Барков родился 13 мая 1873 г. в семье бедного крестьянина-инвалида, в с. Покровском Епифанского уезда Тульской губернии. Отец его, изведав 20 лет николаевской солдатчины, не получил надела земли и работал волостным писарем.

С наградами за все классы Барков кончает земскую школу и уездное училище. С третьего класса гимназии он уже репетиторствует, не только содержа этим себя, но и помогая заболевшему отцу. С юных лет проявилось в Баркове призвание к педагогической деятельности, столь успешно примененное им в течение последующей 65-летней работы.

По окончании в 1894 г. гимназии Барков поступает в Московский университет. Здесь на естественном отделении физико-математического факультета он с увлечением слушает лекции Д. Н. Анучина, Н. Н. Горожанкина, М. А. Мензбира, К. А. Тимирязева, А. П. Богданова, Н. А. Умова, Н. Д. Зелинского. Его особенно увлекают ботаника и география.

Первая научная работа Баркова, удостоенная в 1897 г. золотой медали, была посвящена ботанической теме – значению анатомических признаков для систематики двудольных. Но вскоре склонность к ботанике уступила место глубокому интересу к географии. Сильное влияние на Баркова в этом отношении оказал Д. Н. Анучин, создавший именно в эти годы русскую университетскую географическую школу. Барков становится убежденным и последовательным анучинцем, достойным продолжателем идей этого крупнейшего географа.

После окончания университета (в 1898 г.) Барков вследствие стесненного материального положения не остался готовиться к профессорскому званию, а начал преподавать географию в средней школе. Здесь он прошел путь от рядового преподавателя до директора и заведующего одной из лучших средних школ Москвы. Барков столкнулся при этом с резким несоответствием уровня тогдашнего преподавания географии в школе с уже достигнутым в то время высоким уровнем развития этой науки. Сухость и схоластичность учебников, бессистемность их содержания, установка на формальное заучивание географических названий – все это не содействовало усвоению предмета, не обеспечивало приобретения прочных знаний. Эти убеждения разделяли и будущие соавторы Баркова – также ближайшие ученики Д. Н. Анучина – А. А. Крубер, С. Г. Григорьев и С. В. Чефранов.

«Четыре автора» взяли на себя нелегкий труд – обеспечить средние школы России хрестоматиями и географическими учебниками нового типа, в которых достаточно научно раскрывалась бы содержательность и глубина географии, и преподаванию могла быть сообщена живость и увлекательность.

Такие хрестоматии, а затем и учебники и были созданы, обеспечив все разделы тогдашней программы по географии. Четыре автора выпустили учебник и по общему землеведению («Начальный курс географии») и по страноведению как России («Курс географии России»), так и зарубежному («Курс географии Европы» и «Курс географии внеевропейских стран»).

Учебники были написаны живым, доходчивым языком, резко отличались от ранее существовавших пособий и логичностью структуры, методически удачными нормами отбора материала и свежестью данных. В них впервые раскрывались причинные и генетические связи между описываемыми явлениями и были помещены в большом количестве содержательные иллюстрации. Новые учебники содействовали решительному улучшению методики преподавания географии.

Барков совместно с А. А. Борзовым разработал серию учебных картин по ландшафтам России, научная и методическая ценность которых для преподавания была вскоре общепризнана. Много времени и сил отдал Барков школьной картографии, редактируя географические карты, предназначенные для учебных целей.

С целью изучения методов преподавания естествознания и географии Барков несколько раз выезжал за границу (во Францию, Швейцарию, Северную Италию, Австро-Венгрию). Эти поездки он совмещал с учительскими экскурсиями, в ходе которых лично знакомился со многими ландшафтами Западной Европы. Последнее обстоятельство в немалой степени способствовало дальнейшему формированию Баркова как специалиста-страноведа.

После Октябрьской революции Барков отдает много сил общим вопросам перестройки просвещения, в течение ряда лет он возглавляет школьный подотдел Московского отдела народного образования и школьное объединение г. Москвы, особое внимание уделяя созданию новой методики преподавания географии.

До 1925 г. Барков работает преподавателем непосредственно в школе, а с 1925 г. переходит на преподавательскую работу в высших учебных заведениях – в педагогических институтах Москвы и с 1931 г. в Московском университете. С 1926 г. Барков – профессор, с 1935 г. – доктор географических наук, с 1944 г. – действительный член Академии педагогических наук РСФСР.

Связи Баркова со школьной географией крепли и в годы его работы в вузах. Создание в соавторстве с А. А. Половинкиным стабильного учебника по географии для V класса средней школы, выступление с рядом статей по методике географии в журнале «География в школе», руководство географической секцией Учебно-методического совета при Министерстве просвещения РСФСР, деятельность в Академии педагогических наук, разработка и чтение курса методики преподавания географии – такова многообразная деятельность Баркова в области географии в школе, не прерывавшаяся до последних дней его жизни.

Большое место в деятельности Баркова наряду с научно-методическими и учебными заняли и собственно научные работы, посвященные главным образом вопросам карстоведения и страноведения. С 1906 г. Барков публикует в различных журналах страноведческие очерки (например, о растительности Явы и Суматры и др.). В 1913 г. выходит его статья о происхождении грунтовых вод.

После 1917 г. Барков участвует в экспедиционных исследованиях карстовых районов Московской области, Крыма, Пинеги, Жигулей, района Белгорода и Копет-Дага. Им открыты карстовые явления в Коломенском уезде. Практически ценными для проектных работ Волгостроя оказались данные Баркова о доюрском карсте в районе Самарской Луки. Интересны его наблюдения над связью карстовых процессов с речной и овражной сетью, а также над карстообразующим влиянием трещиноватости известняков. Результатами полевых исследований Баркова пользовались и работники сельского хозяйства, и инженеры-геологи, и строители гидроэнергетических сооружений.

Как страновед Барков особенно интересовался природой Африки. Находясь уже в преклонном возрасте, больной, переживший временную почти полную потерю зрения, он неустанно следил за ходом изучения этого материка, находил силы быть в курсе его новейших исследований и к своему 80-летию закончил капитальную сводку по физической географии Африки.

Курсы физического страноведения Барков читал в различных вузах Москвы, а с 1941 по 1950 г. возглавлял кафедру физической географии зарубежных стран в Московском университете. Прекрасным методистом и лектором зарекомендовал себя Барков и в высшей школе. Его лекции совмещали в себе большую научную глубину и содержательность с образностью, простотой и ясностью. Те же качества присущи и многочисленным статьям Баркова по страноведению в Большой и Малой Советских Энциклопедиях. В последней – с 1928 до 1937 г. Барков был бессменным редактором отдела физической географии.

В научно-общественной деятельности Барков был также неутомим. Он являлся активным членом Географического общества и Московского общества испытателей природы. В Географическом обществе Барков до последних дней жизни возглавлял отделение школьной географии, развернувшее под его руководством большую и интересную работу.

Барков постоянно трудился над популяризацией географических знаний. Смерть застала его за переработкой к новому изданию его «Словаря-справочника по физической географии».

Очень большое значение придавал Барков краеведению, способствующему распространению географических знаний, с одной стороны, и обогащающих географию – с другой. Методикой краеведческой работы он занимался и в Академии педагогических наук, посвятив этому вопросу ряд специальных статей.

Обаятелен облик Баркова как человека. Мягкий и сдержанный, отзывчивый, но неподкупно строгий и принципиальный, он до конца жизни сохранил поразительную широту интересов, желание и умение понять собеседника и помочь ему. Теплую любовь, доверие и уважение снискал он себе у своих многочисленных учеников.

Заслуги Баркова были отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, званием заслуженного деятеля науки и медалью имени Ушинского. Одна из вершин у кальдеры Карпинского на острове Парамушир (Курильские острова) названа именем Баркова.

 

Список литературы

  1. Лукашова Е. Н. Александр Сергеевич Барков / Е. Н. Лукашова, Ю. К. Ефремов // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва : Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 656-661.