Ибн-Баттута

Ибн-Баттута Мухаммед ибн-Абдаллах ибн-Мухаммед ибн-Ибрагим

Ибн-Баттута (Батута), Абу Абдулла Мохаммед, выдающийся арабский путешественник, родился в Танжере 24 февраля 1304 г., умер в Фесе в 1377 г. Его первое большое путешествие, которое длилось 24 года (1325-1349 гг.), было связано с паломничеством в Мекку. Он прошел по Северной Африке от Танжера до Александрии и Каира, поднялся вверх по Нилу до Асуана и затем направился к Красному морю. Так как военные неурядицы препятствовали переезду в Аравию, он вернулся обратно в Нижний Египет и затем через Палестину достиг Медины и Мекки. После путешествия через северную Аравию в Басру и Персию он через Мосул и Диярбакыр вторично прибыл в Мекку, где находился в 1328-1330 гг. Затем Ибн-Баттута повернул на юг, прошел через Йемен в Восточную Африку до Килвы. После этого он снова побывал в северо-восточной Аравии и третий раз в Мекке. Затем через Египет, Сирию и Малую Азию добрался до Крыма, двинулся дальше в Астрахань и по льду Волги – в монгольскую резиденцию Сарай (вниз по течению от теперешнего Волгограда). После поездки в Константинополь Ибн-Баттута возвратился в Сарай и проплыл вверх по Волге до Болгар (ниже устья Камы). Свой замысел проникнуть оттуда до богатой пушниной области Печоры на Крайнем Севере, которую уже посещали арабские купцы, Ибн-Баттута не осуществил. Через нижнюю Волгу он направился вдоль северного побережья Каспийского моря на Хиву, Фергану и Бухару, далее через Хорасан и Афганистан в Индию, находившуюся тогда под мусульманским господством, Несколько лет (с 1333 г.) он пробыл в Дели в должности кади. В 1342 г. был направлен султаном Дели в качестве посла в Китай и плыл от Камбейского залива через Гоа и Малабар в Каликут (Кожикоде). После кораблекрушения и скитаний он полтора года был кади на Мальдивских островах. На Цейлоне Ибн-Баттута поднялся на Адамов пик высотой 2524 м. После возвращения на Малабарское побережье и пребывания в Мадуре, Каулеме и опять в Каликуте и на Мальдивских островах он отплыл в Бенгалию, предпринял кратковременную поездку к горам Хази и затем отправился на судне в Китай, которого достиг через Суматру. В Китае он был в Зейтуне (Цюаньчжоу), древнем шелковом городе, потом в Кантоне, опять в Зейтуне, затем в Ханчжоу и в Пекине. Через Зейтун, Суматру и Каликут Йбн-Баттута в 1347 г. прибыл в Хафар в северо-восточной Аравии, затем через Персию, Месопотамию, Сирию и Палестину поехал в Египет, предпринял в четвертый раз паломничество в Мекку и через Египет и Сардинию вернулся обратно в Мекку. В начале ноября 1349 г. он прибыл в Фес. После небольшого путешествия в находившуюся тогда под господством арабов часть Пиренейского полуострова Ибн-Баттута в 1352 г. по поручению султана отправился из Марокко в Судан. От Сиджелмаса на юге Высокого Атласа он прошел через западную Сахару в Тимбукту, тогдашнюю столицу государства Мали, и также побывал в других городах земель Нигера. Ибн-Баттута отождествлял еще Нигер и Нил. В 1353 г. после двухлетнего странствия он снова в Фесе. Далекие путешествия, которые Ибн-Баттута предпринимал большей частью с огромным обозом, со своими многочисленными женами и детьми, вероятно, единственные в своем роде для того времени, когда отсутствовали известные ныне средства сообщения. Ибн-Баттута видел, пожалуй, втрое больше чужих стран, чем Марко Поло, который, примерно за 50 лет до него, путешествовал по известному тогда миру.

По желанию марокканского султана Ибн-Баттута продиктовал свой обширный отчет о путешествии высокообразованному писцу Ибн-Джузайа, который его еще дополнительно обработал. Хотя труд Ибн-Баттуты не достиг достоверности и ясности книги Марко Поло, он находится все же на высоком уровне и свидетельствует о хорошей наблюдательности его автора, Это относится, например, к изображению нищеты, царившей в Бенгалии. Неисламский мир, в частности Китай и Мали, Ибн-Баттута, правда, мало понял. Труд о путешествии Ибн-Баттуты был закончен в 1355 г. и вызвал много сомнений подобно тому, как ранее рассказ Марко Поло. В действительности описание странствий Ибн-Баттуты в противоположность книге Марко Поло содержит множество малоправдоподобных сообщений, однако вместе с тем хорошо знакомит со странами, в которых путешествовал Ибн-Баттута, с их хозяйством и общественной жизнью. В Европе этот труд стал известен лишь во фрагментах в позапрошлом столетии. Сначала был издан арабский текст с французским переводом под заглавием «Путешествия Ибн-Баттуты», 4 т., 1853-1858; 3-е изд., 1893, под редакцией Дефремери и Сангинетти. Позднее появились немецкое (1911 г.) и английское (1929 г.) издания.

 

Список литературы

  1. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва : Мысль, 1966. – 271 с.