Нагаев А. И.

Нагаев Алексей Иванович

(1704-1781)

Выдающийся гидрограф и картограф, адмирал российского флота А. И. Нагаев по праву занимает почетное место в ряду деятелей отечественной науки.

Алексей Иванович Нагаев родился в марте 1704 г. в семье мелкопоместного дворянина в небольшом селе Сертыкино, в 40 верстах от Москвы. Одиннадцатилетним мальчиком он был принят в число воспитанников Морской академии, учрежденной Петром I. Учился он прилежно и через три года, в 1718 г., был произведен в гардемарины. Еще через три года – 2 марта 1721 г. – А. И. Нагаев окончил Академию с чином мичмана. Во время учебы и на экзаменах он показал столь замечательные знания по всем предметам, что на следующий же год после окончания был назначен преподавателем и воспитателем гардемарин к унтер-лейтенанту А. И. Чирикову, впоследствии замечательному русскому мореплавателю, первым достигшему берегов Северной Америки со стороны Тихого океана. В период же с марта 1721 г. по декабрь 1722 г. А. И. Нагаев был занят на работах по строительству морского канала, ведущего из Кронштадта в Петербург.

Во время службы в Морской академии А. И. Нагаеву приходилось почти в каждую навигацию совершать со своими воспитанниками практические плавания на Балтийском море. Эти походы давали огромную пользу и самому Нагаеву, который в совершенстве изучил условия плавания в таком трудном море, каким является Балтийское, и, особенно, в Финском заливе.

Преподавательская деятельность А. И. Нагаева продолжалась до 1730 г.

В 1729 г. А. И. Нагаев принял участие в крупнейшем учебном плавании на фрегатах «Кронделивде» и «Амстердам-Галей» из Кронштадта в Архангельск вокруг Скандинавии. Плавание отряда (кроме названных фрегатов, в нем еще были суда «Эзель» и «Киль») проходило в трудных условиях, а потому оказалось чрезвычайно полезным для офицеров и гардемарин в получении практических навыков судовождения.

Во время плавания А. И. Нагаев регулярно вел записи по лоции проходимых фрегатами мест. Особое же внимание было им обращено на Балтийское море.

При возвращении отряда в Кронштадт командующий отрядом Д. И. Калмыков, назначенный командиром Астраханского порта, настоял перед Адмиралтейств-коллегией на посылке А. И. Нагаева для описи Каспийского моря.

С этого времени началась его непосредственная гидрографическая деятельность. Проведя четыре года на Каспийском море, А. И. Нагаев выполнил ряд гидрографических исследований, на основании которых, а также других материалов им в 1760 г. была составлена новая карта этого моря. 19 марта 1731 г. А. И. Нагаев был произведен в лейтенанты, а в 1733 г., в соответствии с новым штатом о рангах, – в лейтенанты майорского ранга.

В 1735 г. А. И. Нагаев возвратился в Петербург и в течение нескольких лет исполнял административные обязанности, находясь в непосредственном подчинении у выдающегося русского гидрографа, обер-кригс-комиссара Федора Ивановича Соймонова.

В 1739 г. А. И. Нагаев получил задание по производству промера фарватера от Выборга до Петербурга. Это важное поручение было вызвано тем обстоятельством, что в конце 1738 г. в Петербург проникли слухи о военных передвижениях шведов. Непосредственным начальником А. И. Нагаева стал И. Л. Люберас – инженер по фортификационным сооружениям, хорошо знавший также методы топографических и гидрографических работ.

Начиная с 1719 г. по повелению Петра I И. Л. Люберас руководил гидрографическими работами на Балтийском море, главным образом в Финском заливе. До 1723 г. группе моряков под его руководством удалось произвести опись южного берега Финского залива от Красной Горки до Хапсалу. В 1726 г. Люберас и Мишуков напечатали второе издание атласа Балтийского моря, значительно исправленное и дополненное (первое издание, составленное полностью по иностранным картам, вышло в 1714 г.).

В 1738 г. под руководством Ф. И. Соймонова была напечатана первая часть «Морского Светильника», составленного по всем имевшимся источникам, как иностранным, так и русским. Предполагалось издать и второй том, но по каким-то причинам такое решение осталось неосуществленным.

Этим, в сущности, и ограничивались сведения русских моряков о гидрографии Балтийского моря. Поэтому гидрографические работы Д. И. Нагаева по промеру и описи части Финского залива имели большое значение. В продолжение 1739 и 1740 гг. задание им было выполнено. По окончании работ А. И. Нагаев 3 ноября 1740 г. был произведен в капитаны полковничьего ранга (соответствует чину капитана 1-го ранга) и назначен командиром фрегата «Кавалер», отправлявшегося в составе отряда капитана Путилова из Ревеля в Архангельск. 11 мая отряд вышел в море, 19-го прибыл в Копенгаген, где встал для пополнения провизией, свежей водой и для ремонта. Вышли в море только 3 июня и 7 июля прибыли в устье Двины. Весь этот путь был уже дважды пройден А. И. Нагаевым, и поэтому он с уверенностью шел по знакомым местам, непрерывно производя записи в своем журнале о всех изменениях на местности, собирая лоцийные сведения.

Два года провел А. И. Нагаев в составе Архангелогородской эскадры, находясь в крейсерстве по Белому и Баренцеву морям, а зимой, помимо своих прямых командирских обязанностей, занимаясь обучением гардемарин, академических учеников и подштурманов.

На обратном пути в Ревель А. И. Нагаев командовал фрегатом «Меркурий». В этот переход произошло событие, наложившее отпечаток на всю дальнейшую жизнь и деятельность Нагаева. На подходах к Копенгагену фрегат «Меркурий» выскочил на мель вблизи острова Ангольт, да так плотно, что снять его уже не удалось. Произошло это в ночь на 13 сентября. А. И. Нагаев, утомленный трудным переходом по Скагерраку, спал у себя в каюте. Стоявший на мостике вахтенный офицер, ведший фрегат по голландской карте, принял мелькавший впереди огонь за кормовой фонарь фрегата, идущего впереди. На голландской карте на острове Ангольт не было показано никакого маяка, поэтому-то вахтенный офицер с такой уверенностью и принимал видневшийся огонь за огонь фрегата и правил на него. Ошибка была замечена тогда, когда уже трудно было справиться с сильным течением, прижимавшим судно к берегу. Благодаря усилиям команды и распорядительности А. И. Нагаева удалось спасти всех членов экипажа и весь груз.

А. И. Нагаев был отдан под суд, но оправдан. Для самого же Нагаева это событие имело важное значение. Оно наглядно показало ненадежность имевшихся карт и важность создания новых отечественных карт и пособий по мореплаванию.

Сразу же после освобождения из-под ареста А. И. Нагаева назначили советником в Академическую канцелярию. Ему пришлось провести большую работу по разбору и приведению в порядок материалов Великой Северной экспедиции. На основании этих материалов А. И. Нагаев через год составил обстоятельные карты Камчатского моря в американского берега. Они стали на долгое время единственными на этот район и явились первой попыткой обобщения трудов экспедиции Беринга.

Через два года, в 1746 г., А. И. Нагаев получает назначение командиром корабля «Фридемакер» в Кронштадтскую эскадру. Здесь он вносит новое в методику проверки и изготовления компасов. Суть его предложений сводилась к тому, чтобы в картушке компаса делать вместо двух проволок компасные стрелки из лучшей стали и для проверки компасов провести на местности в Кронштадтском порту меридиональную линию, показывающую направление истинного меридиана в данном месте с учетом склонения.

Но, как и раньше, А. И. Нагаеву не довелось долго быть на командных флотских должностях. 11 ноября 1746 г. Адмиралтейств-коллегия поручила ему, «яко доброму зейману», возглавить дело приведения всех морских карт Балтийского моря в полный порядок. Талантливому и энергичному А. И. Нагаеву такая работа была по душе, и уже 30 декабря Адмиралтейств-коллегия рассматривала его доклад, представлявший собой первый план гидрографических работ на Балтийском море. Никогда в России гидрографическое изучение моря не принимало такого широкого размаха.

А. И. Нагаев предлагал, использовав карты тех мест, где произведена хорошая съемка и точный промер, на остальных районах моря, и в первую очередь у берегов России, произвести новые гидрографические исследования. В этом же докладе А. И. Нагаев предложил подробную инструкцию о методах гидрографических работ и сам лично подобрал для экспедиции офицеров. Адмиралтейств-коллегия утвердила представленный им доклад и обязала начать работы этой же зимой. На этом поприще А. И. Нагаев трудился шесть лет, умело руководя первой русской гидрографической экспедицией Балтийского моря. К 1751 г. в результате шестилетней работы этой экспедиции были составлены известный Атлас Балтийского моря и Лоция А. И. Нагаева.

Все карты Атласа по мере их готовности, каждая в отдельности, просматривались членами Адмиралтейств-коллегии и только после этого отдавались на гравировку.

Карты Атласа А. И. Нагаев делил на три группы. К первой относились семь карт, составленных без всяких исправлений по шведским картам. Они захватывали район Скагеррака, Каттегата, проливов Белы и восточного берега Швеции.

Вторая группа карт, составленных также по шведским картам, но в «румбах и дистанциях между мест поправленныя, ситуациею на берегах, и глубиною на море вымеренною дополненныя флота капитаном первого ранга Алексеем Нагаевым», содержит четыре карты, охватывающие районы проливов Бельт, южного и западного побережий Балтийского моря с островами Борнхольм, Эланд и Готланд.

Наконец, третья и самая большая группа карт – это карты «вновь описанныя вымеренныя и сочиненныя, флота капитаном первого ранга Алексеем Нагаевым». Здесь семнадцать карт, охватывающих район Финского и Рижского заливов и южной части Балтийского моря. Из 17 карт 13 являются специальными и 4 – общими. Атлас А. И. Нагаева дал возможность захода мореплавателям во все порты России по крупномасштабным картам. Несмотря на то, что карты не имеют градусной сетки меридианов и параллелей (они ориентированы по компасным пеленгам с учетом склонения), карты являлись весьма надежными и правильно передавали конфигурацию берегов и давали достаточно подробные сведения о глубинах.

Атлас существенно дополняла Лоция Балтийского моря, которая, по существу, явилась первым навигационно-гидрографическим описанием Балтийского моря. Наряду с чисто лоцийными данными в ней можно было найти и исторические сведения, и описания побережья.

Более пятидесяти лет карты А. И. Нагаева служили верную службу российскому флоту. И даже когда в 1804 г. капитан-лейтенант Казанцев представил новую карту промера Финского залива, он отметил, что он «мало нашел несходственности при его описи» с Атласом А. И. Нагаева «как в положении берегов, так и в глубине фарватеров».

Как указывалось в отчете гидрографического департамента: «Если вникнуть в степень современных Нагаеву познаний теории сочинения карт, не только в России, но даже у иностранцев, если вспомнить при том, что изобретенный у иностранцев в 1731 году октан Гадлей появился у нас первый раз в 1757 году и только что начали с ним знакомиться на флоте: а секстан и в 1799 году мало употреблялся еще и за границею, если ко всему прибавить, что тогда у нас считалось в одном градусе меридиана 104 версты l/4 сажени, почти на полверсты более настоящего, что весьма важно при тогдашнем обыкновении связывать отдаленные береговые места посредством счислимого плавания, то нельзя не благодарить Нагаева за полезный и добросовестный его труд, служивший Русским мореплавателям почти 50 лет».

Если Ф. И. Соймонова мы по праву считаем первым русским гидрографом, то с таким же основанием можно А. И. Нагаева назвать первым русским морским картографом и подлинным организатором первой в России постоянной гидрографической экспедиции, работавшей по заранее намеченному, хорошо продуманному единому плану. Одного составления Атласа и Лоции Балтийского моря достаточно, чтобы навсегда сохранилось имя Нагаева в истории географической науки в русского флота. Но А. И. Нагаев много потрудился и на другом важном для России поприще.

После окончания работ по Атласу и Лоции на А. И. Нагаева была возложена организация Морского кадетского корпуса. 15 декабря 1752 г. Морская академия и Навигацкая школа были объединены в Морской шляхетский кадетский корпус, во главе которого А. И. Нагаев стоял в течение восьми лет. За это время трудами Нагаева и офицеров корпуса Петра Чаплина, Харитона Лаптева и других, а также лучших преподавателей В. Н. Никитина, П. И. Суворова. Н. Г. Курганова, А. Д. Красильникова Морской корпус превратился в первоклассное учебное заведение, готовящее высококвалифицированные кадры для русского военно-морского флота.

Одновременно А. И. Нагаеву приходилось заниматься и другими делами. По-прежнему все гидрографические работы производились с его участием. Русское государство строило флот не только на Балтийском море. Судостроительные верфи спускали корабли на Белом, Каспийском, Черном морях. Особое внимание уделялось Восточному (Тихому) океану, на берегах которого вырос первый тихоокеанский порт Охотск. Предметом особого внимания была дальневосточная река Амур, по которой еще в 1643-1645 гг. Василий Поярков спустился до мора. В начале 50-х годов XVIII в. об Амуре заговорили вновь и даже были предприняты шаги к организации плавания по Амуру на всем его протяжении. Такая экспедиция была поручена Ф. И. Соймонову. А. И. Нагаев принимал самое активное участие в организации этой экспедиции. Ближайшие его сподвижники по гидрографической экспедиции Балтийского моря штурманы М. Татаринов и В. Карпов приняли в ней непосредственное участие. При этом они вели регулярную переписку с А. И. Нагаевым, сообщая ему все примечательное, касающееся хода экспедиции.

А. И. Нагаев не только проводил гидрографические, картографические и экспедиционные исследования, но и работал в комиссии по строительству Балтийского порта (Рогервикские строения). 5 мая 1757 г. последовало решение о производстве Нагаева в капитан-командоры.

Между тем международное положение России изменилось. В результате обострения англо-французской борьбы за колонии и столкновения политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России разразилась война, известная в истории под названием Семилетней войны, в которую Россия вступила в декабре 1756 г. Русский флот вышел в море и действовал в районе прусских берегов.

А. И. Нагаев, исполняя обязанности директора Морского кадетского корпуса, одновременно руководил и гидрографической службой. Были организованы гидрографические партии, между которыми распределены прусские берега, с заданием «так далеко описывать, как только то учиниться может». Каждой партии была дана инструкция, написанная А. И. Нагаевым. Созданная А. И. Нагаевым гидрографическая служба справилась с обеспечением боевых операций русского военно-морского флота на всем протяжении войны.

22 февраля 1761 г. А. И. Нагаев сдал обязанности директора Морского кадетского корпуса и был назначен в состав комиссии по приведению флотов «в надлежащее состояние», в которой ему пришлось работать совместно с контр-адмиралом Мордвиновым и контр-адмиралом Милославским. 30 апреля 1762 г. А. И. Нагаев был произведен в контр-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии.

Но А. И. Нагаев не расставался с гидрографией и картографией. «Ученый авторитет Нагаева был так велик и известен, что ему беспрестанно делали разнородные служебные поручения, требующие сведений в науках»,– свидетельствует известный историк русского флота Ф. Ф. Веселаго.

А. И. Нагаев принял деятельное участие в подготовке экспедиции П. К. Креницына, снаряжавшейся для исследования Алеутских островов и северной части Тихого океана. Помимо работы в комиссии по выработке плана экспедиции В. Я. Чичагова и П. К. Креницына, А И. Нагаев составил подробную инструкцию для Креницына. Когда экспедиция началась, то А. И. Нагаев вел переписку с большинством участников экспедиции и таким образом был все время в курсе событий.

Замечательный ученый. А. И. Нагаев был вместе с тем и глубоко гуманным, отзывчивым человеком. Именно к нему, а не к кому-либо другому из членов Адмиралтейств-коллегии обратился с письмом известный исследователь Охотского побережья В. А. Хметевский, который в течение десяти лет находился под следствием за то, что «будучи в вояже от Охотска до Камчатки в Пенжинской губе на пакет боте Св. Иоанне со штурманом Иваном Балакиревым... от великих штормов тот пакет бот разбило». Вскоре после этого Хметевский был из-под следствия освобожден, а затем ему был присвоен следующий офицерский чин – капитан 3-го ранга. Многие моряки обращались к А. И. Нагаеву за помощью по самым разнообразным вопросам, и всегда для каждого из них у него находилось удовлетворяющее решение.

5 мая 1764 г. А. И. Нагаев был произведен в вице-адмиралы и назначен Главным командиром Кронштадтского порта. Но администраторская работа всегда тяготила его. И уже на следующий год А. И. Нагаев стал просить Адмиралтейств-коллегию освободить его от этой должности. В декабре 1765 г. он снова вернулся в Адмиралтейств-коллегию. Все это время он не прерывает занятий гидрографией и картографией. Самое активное участие он принимает в продолжающейся описи Ладожского озера. Осенью 1766 г. А. И. Нагаеву пришлось разрабатывать еще два проекта гидрографических работ. Один из них предусматривал работы по описи реки Оки с притоками, а другой – по описи Белого моря и Лапландского берега.

4 июня 1769 г. А. И. Нагаев был произведен в полные адмиралы. После инспекторской поездки в Ревель он, начиная с 1770 г., никуда больше из Петербурга не выезжал, занимаясь исключительно картографическими работами, связанными главным образом с дальневосточными экспедициями. Многое из того, чем занимался А. И. Нагаев, погибло во время двух пожаров, не пощадивших дом, где он жил на Васильевском острове.

В ноябре 1771 г. возвратился в Петербург М. Д. Левашев. возглавивший экспедицию Креницына после смерти начальника, утонувшего в реке Камчатке. Он привез все материалы, черновые наброски, письма, журналы, походные карты. Все они были переданы А. И. Нагаеву, «как довольно с сей экспедиции известному». Вскоре генеральная карта пути экспедиции была им составлена. Сохранилось много свидетельств того, что А. И. Нагаев хотел написать подробную работу об экспедиции Креницына. Видимо, постоянная занятость не оставляла ему времени для составления этого сочинения. Последние два года службы во флоте А. И. Нагаеву пришлось возглавлять управление Адмиралтейств-коллегией.

Плохое состояние здоровья и «почечная болезнь», давно мучившая А. И. Нагаева, преклонный возраст заставили его просить об отставке.

После отставки, последовавшей 10 июля 1775 г., А. И. Нагаев не только не бросал своих занятий, а, наоборот, он теперь все свои силы отдавал разработке вопросов гидрографии и морской картографии. Его биограф, мичман М. Веревкин, хорошо его знавший, оставил такие воспоминания: «Жестокие болезни, удручавшие его старость за четыре или пять лет до его кончины, не удерживали его от неусыпного, можно сказать, упражнения в сочинении и поправлении морских чертежей. Во внутреннем его жилище не было почти места, не занятого книгами или бумагами; в часы только сна и беседования с приятелями не имел он в руках своих пера, грифеля, циркуля или книги».

Одновременно А. И. Нагаев начал собирать материалы по истории русского флота, которые затем были использованы историком В. Н. Берхом, Намеревался он также издать подробное описание обеих экспедиций Беринга и путешествий капитанов Чичагова и Креницына. Но наступившая 6 января 1781 г. смерть не дала ему завершить задуманные работы.

Жизнь А. И. Нагаева вся без остатка была отдана русскому флоту и науке. Можно смело утверждать, что вокруг Нагаева группировались лучшие научные силы русского флота того времени. Ни одно начинание в морской картографии и гидрографии не обходилось без вмешательства и участия в нем Алексея Ивановича Нагаева. Все, что сделано им, составляет славную страницу в истории науки и флота.

 

Список литературы

  1. Алексеев А. И. Алексей Иванович Нагаев / А. И. Алексеев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 337-344.