Риттер К.

Карл Риттер

(1779-1859)

Риттер - крупнейший немецкий географ. Автор 19-томного труда "Землеведение", посвящённого Азии и Африке. Развил сравнительный метод в географии. Представитель географического детерминизма, способствовал формированию геополотики.

Карл Риттер родился в 1779 г., через десять лет после Гумбольдта. Его отец был врачом, и, когда он умер, его вдова с пятью детьми осталась без средств к существованию. В то время Карлу, самому младшему, исполнилось всего пять лет. По счастью, в 1784 г. немецкий педагог Г. Зальцман основал новую школу, в которой он собирался проводить эксперимент по внедрению совершенно новых методов обучения. Ему нужен был ученик, избежавший влияния традиционных методов воспитания. Его можно было бы с самого начала обучать согласно новой педагогической методике. Ребенок, которого он выбрал для этой цели, был Карл Риттер.

 

Воспитание и обучение географа

В конце XVIII столетия традиционные методы воспитания и обучения стали подвергаться в Германии и Франции резкому осуждению. Долгое время считалось вполне обычным требовать от ребенка запоминания избранных отрывков из книг, часто написанных на латинском или греческом языках, и громкого, вслух, повторения их. Точное воспроизведение отдельных слов и всего текста считалось достаточным вне зависимости от того, понятно было содержание или нет. В 1762 г. Жан Жак Руссо в своем романе «Эмиль» изложил новый метод обучения, который должен был положить конец механическому заучиванию текстов наизусть и побуждать ребенка к развитию заложенных в нем от рождения способностей. Швейцарский педагог Иоганн Песталоцци развил идеи Руссо, настаивая на принципах обучения, согласно которым свободное мышление должно основываться на тщательном наблюдении и изучении предметов и явлений и что слова как таковые, без их связи с восприятием, не имеют значения. Зальцман был увлечен этими новыми представлениями и основал свою школу в Шнепфентале в Тюрингенском лесу, чтобы проверить их на опыте.

Учитель, которого подобрали в наставники юному Карлу Риттеру, был географ по имени Й. К. Ф. Гутсмутс. Сферу его интересов составляло изучение природных явлений, и он уже зарекомендовал себя в качестве преподавателя географии, использовавшего новые методы обучения (Hartshorne, 1939: 50–51). С самого раннего возраста Риттер мог наблюдать тесную связь людей с окружавшей их природой. Учитель поощрял его в стремлении выработать собственное представление о единстве человека и природы. А исключительная пестрота ландшафтов местности, где он жил и учился, с ее холмами и низкогорьями, способствовала зарождению в нем идеи о гармонии, единства в разнообразии, которая стала основной темой его зрелых трудов. Единственным объяснением, которое он мог бы сам дать такой гармонии, была очевидность божественного провидения, проявившего себя в сотворении всего сущего. Без Руссо, Песталоцци, Зальцмана и Гутсмутса педагогический эксперимент, которому подвергался Риттер, не был бы возможен. Лишь благодаря этим ученым мужам Риттер получил наилучшее из возможных воспитание и обучение, подготовившее его к деятельности преподавателя географии.

В шестнадцатилетнем возрасте, когда Риттер собирался поступить в университет, счастье снова улыбнулось ему. Богатый банкир Бетман-Хольвег готов был оказать ему финансовую поддержку и оплатить обучение в университете, если в свою очередь Риттер согласится быть воспитателем двух его сыновей. В университете в Галле, готовясь стать в будущем преподавателем, он работал под руководством знаменитого педагога профессора Нимейера. Свое собственное обучение Риттер продолжал и после того, как он приступил к исполнению обязанностей гувернера и воспитателя детей Хольвега в их доме во Франкфурте-на-Одере. Он взялся за изучение латинского и древнегреческого языков, а также прочитал множество книг по географии и истории. Вместе со своими учениками он совершал частые прогулки в окрестностях Франкфурта, где попутно с преподаванием методов полевых наблюдений совершенствовал свои способности наблюдать. В частности, он овладел искусством зарисовки ландшафтов, которое даже после изобретения фотографии осталось превосходным способом, позволяющим сохранять результаты полевых наблюдений для последующего изучения.

Позднее он расширил радиус своих выездов в поле, побывав в Швейцарии и Италии; во время этих поездок Риттер встречался со многими из выдающихся ученых. В 1807 г. он познакомился с Гумбольдтом и проникся к нему чувством глубокого восхищения. В 1811 г. Карл Риттер опубликовал двухтомный учебник по географии Европы; в нем он поместил предварительно приготовленные карты, характеризующие географический облик этого континента.

После смерти одного из своих учеников Риттер вместе с другим сыном Хольвега направился в Гёттингенский университет, где в 1814–1816 гг. изучал географию, историю, педагогику, физику, химию, минералогию и ботанику.

 

Риттер в качестве преподавателя и лектора

В отличие от Гумбольдта Риттер в течение своей жизни занимал несколько ученых постов. В 1819 г. он стал профессором истории во Франкфурте, но пробыл в этой должности всего лишь один год; в этом году он женился. В 1820 г. его назначили главой первой кафедры географии, учрежденной в Германии в Берлинском университете; здесь он вел курс лекций вплоть до своей смерти в 1859 г. Одновременно Риттер занимал и другие посты: читал лекции по военной истории в Прусской военной школе и руководил курсами в кадетском корпусе, а также занимал должность репетитора прусского принца Альберта. Будучи членом научной комиссии по географии и истории, Риттер учредил Берлинское географическое общество. Несмотря на такую занятость, ему удавалось каждое лето совершать полевые выезды в различные части Европы.

Риттер был блестящим и авторитетным лектором. Его лекции, по странному контрасту с манерой писать туманно, отличались ясностью и хорошей организацией материала. Для пояснения своих мыслей он мастерски пользовался схемами и чертежами, воспроизводя их на классной доске. Лекционный курс Риттера приобрел в университете огромную популярность: стоило ему прочитать первые две-три лекции в поначалу полупустой аудитории, как к нему началось настоящее паломничество, и аудитория уже едва вмещала всех желающих. У многих молодых ученых после его лекций пробудилась горячая приверженность к географии, причем в ее риттеровской интерпретации. И они понесли его слово дальше, в другие страны. Среди знаменитых последователей Риттера были французский географ Элизе Реклю и Арнольд Гюйо, ставший в 1854 г. профессором физической географии и геологии в колледже Нью-Джерси (позднее Принстон).

Большим успехом пользовались и публичные лекции Риттера. Некоторые из его основных идей, касающиеся влияния главных особенностей земной природы на ход истории, были развиты в лекциях, прочитанных им перед членами Королевской академии наук в Берлине.

 

Географические идеи Риттера

Риттер неоднократно подчеркивал, что он преподаватель «новой научной географии», которую он противопоставлял «безжизненной сумме фактов о странах и городах, смешанных со всеми видами научной несостоятельности» (Bӧgekamp, 1863: 37). Его научная география основывалась на концепции единства в разнообразии, которую он создал для себя еще в юные годы. Его цель состояла не только в перечислении предметов и явлений внутри сегментов земной поверхности; он главным образом стремился понять взаимоотношения, причинные взаимосвязи, которые и скрепляют территориальную целостность. Вновь и вновь он употребляет немецкое слово Zusammenhang (связь, связность), придавая ему смысл качественной характеристики свойства сцепления различных объектов друг с другом.

Применительно к новой научной географии Риттер употребил слово Erdkunde, то есть наука о Земле, или землеведение. Он же широко пользовался гумбольдтовским термином Erdbeschreibung (описание Земли). Риттер никогда не допускал и тени сомнения в том, что он изучает Землю в качестве дома (Wohnort) человека и, следовательно, что он имеет дело именно с поверхностью Земли. Позднее, как мы увидим, некоторые немецкие географы стали истолковывать термин Erdkunde буквально и фокусировать свое внимание на изучении Земли в целом как планеты, а не только ее поверхности.

Риттер настаивал на том, что география должна быть эмпирической наукой и что ученым в поисках общих законов следует пройти через эмпирику наблюдений. Ученый должен вопрошать саму Землю о присущих ей законах (Риттер, 1853, с. 363). Избегая предвзятых мнений и осуществив свои собственные непосредственные наблюдения особенностей форм земной поверхности в Европе, Риттер одним из первых указал на ошибочность взгляда Бюаша о существовании непрерывных горных цепей.

Поиск единства в разнообразии привел его к предпочтению районной концепции географии по сравнению с изучением отдельных характеристик. Это, однако, не мешало ему понимать важность систематических (отраслевых) исследований и осознавать независимость своего подхода от подхода, предложенного Гумбольдтом, хотя именно обобщающие исследования Гумбольдта сделали возможным изучение отдельных районов, проведенное Риттером.

В качестве более крупных региональных единиц Риттер традиционно выбрал континенты и приступил к выработке обобщений применительно к материкам и их населению. Взгляд на континенты как на первостепенную региональную целостность не только для целей преподавания географии, но и для формулирования концепций замедлил развитие географической науки. Что же касается риттеровского определения рас по цвету кожи и соответствующего различения континентов, то это породило, к несчастью, лишь путаницу (Европа – для белых, Африка – для черных, Азия – для желтых и Америка – для краснокожих людей).

Риттеровская концепция относительно смысла существования всех наблюдаемых особенностей земной поверхности была существенно телеологической. Следуя философам Иммануилу Канту и Иоганну Готфриду фон Гердеру, Риттер во всех своих географических обобщениях исходил из присутствия божественного провидения. Всевышний, всеведущий творец выступал у него в качестве автора заранее разработанного плана создания Земли как дома человека. И через все сочинения и лекции Риттера проходят слова благодарности Богу-творцу. Даже в расположении континентов Риттеру виделась богополагаемая цель. Азия, говорил он, олицетворяет собой солнечный восход – здесь зародилась ранняя людская цивилизация. Африке соответствует полдень – с ним ее роднит и плавность очертаний и ровность климата; что же касается населения, то оно погружено в сонливость и избегает каких-либо внешних контактов. Европе же дано особое предназначение – в наибольшей степени выявить способности и достижения людей, связанное с тем, что она – символ заката или завершения дня: здесь развитие человечества подходит к своей кульминационной точке. Открытие Америки говорит о приближении нового заката и новой кульминации, к которой непрерывно стремится человечество, преодолевая препятствия на своем пути. Полярные районы указывают на полночь, время, когда Земля и люди погружены в вечный сон. Риттер расширил концепцию материкового полушария, высказанную Бюашем и развитую Мальтебруном; и в этом он видел проявление божественного провидения: цивилизация, стремящаяся к завоеванию всего мира, могла возникнуть лишь в центральном местоположении среди массивов земной тверди.

Телеологические идеи Риттера попали под огонь критики со стороны его современников. Юлиус Фрёбель говорил, например, по поводу них, что с равной степенью убежденности можно было бы сказать, что трава была создана в качестве пищи для домашнего скота (Frobel, 1831). Риттер в свою очередь возражал, что среди всех живых организмов на Земле лишь человек способен постичь существование божественного провидения и стремиться к тому, чтобы привести свою жизнь в соответствие с ним, в максимальной степени используя ниспосланный ему божий дар (Hartshorne, 1939: 62).

 

«Erdkunde» – география, или познание Земли

Как и Гумбольдт, Риттер написал обширную работу, явившуюся самым крупным его научным достижением.

Это – «Die Erdkunde». В переводе полное название отражает основную цель этого труда: «Землеведение в отношении природы и истории человека или общая сравнительная география как надежная основа изучения и преподавания в области физических и исторических наук». До того как Риттер стал профессором географии в Берлине, то есть до 1820 г., он все еще рассматривал географию как основу для исторических исследований. Но, заняв кафедру, он решил посвятить себя созданию труда, несравнимо более полно отражающего собственно географию. В 1822 г. он опубликовал второе издание первого тома, а в 1832 – второе издание второго тома. К этому времени ему уже стали ясны размеры работы, которую он начал. После 1831 г. Риттер оставил многие из постов, что позволило ему сосредоточить все свои силы на написании своего труда. В период между 1832 и 1838 гг. было закончено еще шесть томов, а между 1838 и 1858 – еще одиннадцать. Но и во всех девятнадцати томах Риттеру удалось завершить описание лишь Африки и частично Азии.

В отличие от работ Гумбольдта риттеровский труд создавался путем обобщения и объединения исследований, сделанных другими людьми. Он говорил, в частности, что его собственные полевые наблюдения в Европе позволили ему осмыслить сообщения других наблюдателей. Фриц Крамер обратил внимание на тот любопытный факт, что описания тех районов Земли, которые Риттер никогда не видел, отличались точностью и живостью, чего нельзя сказать о местах, где он бывал: в этих случаях он писал скупо и неинтересно (Kramer, 1959).

В противоположность ярким лекциям Риттера, его публикации часто были скучны и непонятны. Ученые бились в поисках правильного истолкования некоторых из его пассажей, которые в переводе на другие языки вроде бы сохраняли смысл оригинала, но при этом утрачивалась сила воздействия высказанных идей. Изучающий немецкий язык без конца попадает впросак, читая Риттера. Одно следует сказать в заключение: Риттер никогда не подвергал сомнению свои собственные идеи или то, что он желал сказать. Он давал общее интуитивное представление о предмете, и многие из установленных им взаимосвязей никогда не подвергались жесткой проверке, да ее и нельзя было осуществить. В случае с Риттером, пожалуй, было бы извинительно произнести сомнительную фразу о том, что единственный путь завоевать репутацию глубокого мыслителя – писать неясно и туманно. К. Риттер умер в Берлина в один год с А. Гумбольдтом.

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.