География в мусульманском мире

География в мусульманском мире

Распространение мусульманства в период средневековья относится к событиям с далеко идущими последствиями. Основателем ислама – религии, исповедующих которую называют мусульманами, был некто Мухаммед (Мухаммад), умерший в 632 г. Первоначально племена – выходцы с Аравийского полуострова – представляли собой немногочисленные, говорившие на арабском языке небольшие изолированные людские группировки, лишенные единства. К общей цели, если не к полному союзу, их направили и приобщили учение пророка и священная книга – Коран. Это была первая книга, написанная на арабском языке. Она содержала не только религиозное учение как таковое, но давала детальные предписания, касающиеся всех сторон жизни: как управлять, как вести торговые операции (включая запрет на получение процентов с денег, взятых взаймы), как организовать семейную жизнь и многое другое. Коран подробно описывал мир и давал объяснения природным явлениям. Эти объяснения все «правоверные» безоговорочно принимали.

Последователи ислама принялись за завоевание мира, лежащего за пределами Аравийского полуострова. В 641 г. они покорили Персию, а в 642 – установили свой контроль над Египтом. Затем мусульмане устремились на запад, через Сахару и в 732 г. вся территория Великой пустыни оказалась им подвластной. Через Иберийский полуостров они проникли во Францию, где в том же 732 г. были разгромлены в битве при Туре и повернули назад. Около девяти столетий мусульмане господствовали на большей части Испании и Португалии. Их влияние распространилось далеко на восток, они подчинили себе Индию и некоторые острова юго-восточной Азии. 

В 762 г. вблизи развалин древнего Вавилона мусульмане основали новый город Багдад, который более столетия оставался центром интеллектуального мира. Здесь под руководством халифа Харуна ар-Рашида начался перевод трудов древнегреческих философов и ученых на арабский язык. Это дело было продолжено при халифе аль-Мамуне (813–833). Для работы над переводами он привлек сведущих людей всех вероисповеданий. Книги собирались отовсюду, а перевод оплачивался золотом, в зависимости от веса фолиантов (Ahmad, 1947: 5). Таким образом, из Багдада по всему мусульманскому миру начал растекаться поток новых идей, почерпнутых из различных источников. Среди прочих новшеств стала использоваться десятичная система в арифметике, пришедшая в Багдад из Индии, которая в свою очередь заимствовала ее у Китая.

Аль-Мамун поручил своим ученикам заново вычислить размеры окружности земного шара. Они использовали тот же метод, который был предложен Эратосфеном почти десять столетий назад. На пойме Евфрата была проложена линия направлением север – юг, широтное положение обоих ее концов было вычислено из наблюдений за звездами. Затем было измерено расстояние между фиксированными точками и установлено, что длина градуса составляет 56 2/3 арабских мили. Ученые сделали также ряд других измерений, одно из них вблизи Пальмиры в Сирии, и получили почти те же самые результаты. Однако эти величины оказались сильно преуменьшенными по сравнению с истинными из-за ошибок в линейных измерениях (Wright, 1925: 395).

Вклад арабов в климатологию и геоморфологию

Труды арабов по географии, написанные между 800 и 1400 гг., основывались на гораздо большем числе разнообразных источников, чем те, что выходили из-под пера христианских ученых в тот же период. К тому же арабские ученые использовали не только переводы с греческого, но и сведения, полученные от своих собственных путешественников. В результате их знания о мире были намного правильнее и точнее, чем знания христианских авторов. Одним из самых первых великих арабских путешественников был Ибн Хаукаль. Последние тридцать лет своей жизни (943–973 гг.) он посвятил путешествиям в некоторые наиболее отдаленные и глухие районы Африки и Азии. Во время своего посещения восточного побережья Африки в той его точке, что находилась примерно в двадцати градусах южнее экватора, он обратил внимание на то, что здесь, в этих широтах, которые греки считали необитаемыми, жило значительное количество людей. Однако теория о необитаемости этой зоны, которой придерживались древние греки, возрождалась снова и снова, даже в так называемые новые времена.

Арабским ученым принадлежит несколько важных наблюдений над климатом. В 921 г. аль-Балхи обобщил сведения о климатических явлениях, собранных арабскими путешественниками, в первом климатическом атласе мира – «Kitab al-Ashkal». Масуди, умерший в 956 г., проник на юг до современного Мозамбика и сделал очень удачное описание муссонов. В X столетии он обрисовал процесс испарения влаги с водной поверхности и ее конденсацию в форме облаков. В 985 г. Мукаддаси (Макдиси) предложил новое подразделение Земли на четырнадцать климатических районов. Он обнаружил, что климат изменяется не только с широтой, но также в западном и восточном направлениях. Ему же принадлежит мысль о том, что большая часть южного полушария занята океаном, а основные массивы суши сосредоточены в северном полушарии.

Двое арабских географов высказали важные соображения об образовании форм земной поверхности. В 1030 г. аль-Бируни написал свою огромную книгу по географии Индии (Kitab al-Hind). В ней он, в частности, говорит об округлых камнях, которые он обнаружил в аллювиальных отложениях к югу от Гималаев, и объясняет, что эти камни приобрели такую форму из-за того, что стремительные горные реки перекатывали их по своему руслу. Он также обратил внимание на то, что аллювиальные наносы, отложенные вблизи подножия гор, имеют более грубый механический состав, и что по мере удаления от гор они слагаются все более и более мелкими частицами. Рассказывал он и о том, что, по представлениям индусов, приливы вызываются Луной. В его книге содержится также интересное утверждение, что при продвижении к Южному полюсу ночь исчезает. Это указывает на то, что еще до наступления XI столетия некоторые мореплаватели проникали далеко на юг.

Авиценна, или Ибн Сина, которому довелось непосредственно наблюдать, как горные потоки вырабатывают долины в горах Центральной Азии, также способствовал углублению знаний о развитии форм земной поверхности. Ему принадлежит мысль о том, что горы непрерывно разрушаются водными потоками, и что самые высокие вершины сложены горными породами, особенно устойчивыми к действию эрозии. Вздымаясь, горы, указывал он, тотчас же начинают подвергаться этому процессу стачивания, идущему медленно, но неотступно. Это было сказано за восемь столетий до того, как Джеймс Геттон, никогда не слышавший об Авиценне и не читавший по-арабски, выдвинул эту же идею относительно эрозии (правильнее денудации). Авиценна отметил и присутствие в породах, слагающих высокогорья, ископаемых остатков организмов, которые он расценивал как примеры попыток природы сотворить живые растения или животных, окончившиеся неудачей.

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.