Гюйо А.

Арнольд Гюйо

Арнольд Гюйо родился в Швейцарии. В 1839 г. ему довелось работать с Луи Агассисом в Невшательском университете. Агассис обратил внимание своего юного коллеги на изучение ледников и их роль в создании характерных форм горного рельефа. Учился Гюйо и у Риттера, став одним из самых его преданных последователей (Libbey, 1884). В 1848 г. Гюйо прибыл в Соединенные Штаты, где его пригласили прочитать в Гарвардском университете курс лекций, посвященный «новой географии». В 1849 г. эти лекции были опубликованы в виде книги и тем самым послужили распространению идей Риттера в Америке (Гюйо, 1861). Гюйо критиковал описательную географию, которая своим энциклопедическим собранием фактов предоставляла студентам возможность лишь запоминать их (James, 1969). «Новая география», напротив, должна быть не только описательной, но также сравнительной и объясняющей: «Она должна разъяснять, как и почему случился тот феномен, который ею описывается». После того как министерство просвещения штата Массачусетс пригласило Гюйо прочитать курс лекций о «новой географии» и методах ее преподавания, его влияние быстро распространилось на американское школьное образование: в течение десятилетий учебники Гюйо для начальных и старших классов считались образцовыми. Он учил своих учеников наблюдать окружающий их мир и увязывать свои впечатления с теми терминами и понятиями, которые используются при последующем описании. При изучении отдаленных районов в целях лучшего ознакомления учеников с ними Гюйо настаивал на тщательном анализе топографических карт.

Занимая место профессора физической географии и геологии в колледже Нью-Джерси (Принстон) с 1854 по 1880 г., Гюйо оставался решительным сторонником риттеровских взглядов. Он остался непоколебим даже после того, как получившие широкое признание эволюционные концепции Дарвина, Уоллеса и Гексли смели философские идеи телеологов. И когда в 1880 г. Гюйо ушел в отставку, «новая география», которую он проповедовал, не только устарела – ее философский базис был сильно дискредитирован. Вот пример того, что он говорил о целях физической географии в 1873 г.:

«Земля с присущими ей организацией, определенной структурой, особенностями и целеполаганием является объектом географической науки... Глубокое изучение физической географии приводит нас к заключению, что все наикрупнейшие географические компоненты планеты – земная суша, океан и атмосфера – взаимозависимы и взаимосвязаны, непрерывно воздействуя друг на друга; и следовательно, Земля представляет собой воистину удивительный механизм, все части которого гармонично взаимодействуют для исполнения того, что предназначено ей всезнающим творцом».

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.