Видаль де ла Блаш П.

Поль Видаль де ла Блаш

Одним из тех, кто стоял у кормила новой географии во Франции, был Поль Видаль де ла Блаш (Freeman, 1967: 44–71). Путь Видаля в географию лежал через изучение древней истории и античной литературы. Он близко познакомился с трудами по географии древних греков, занимаясь в течение года (1865) во французской школе археологии в Афинах. В 1866 г. Видаль с отличием окончил Парижский педагогический институт, а в 1872 г. завершил работу над докторской диссертацией. Последующие двадцать шесть лет он посвятил совершенствованию подготовки преподавателей географии и созданию доступных для них, отвечающих современным представлениям пособий [Видаль преподавал географию в университете в Нанси с 1872 по 1887 г., а затем возвратился в Парижский педагогический институт, но теперь уже профессором. В 1891 г. при содействии Марселя Дюбуа он основал новый географический журнал, в котором предполагалось публиковать статьи самых известных авторов. В каждом его номере Видаль помещал библиографию публикуемых материалов, в которой можно было найти добавочную информацию и новые географические идеи. Эта библиография с 1923 г. была опубликована отдельным изданием в виде «Bibliographic geographique internationale». В 1894 г. Видаль опубликовал первое издание «Atlas generale Vidal-Lablache” (повторные издания: 1909, 1918, 1922, 1938 и 1951 гг.). Он был профессором географии в Сорбонне с 1898 по 1918 г. В 1918 г. Видаль де ла Блаш умер.]. На протяжении всего этого времени кафедрой географии в Сорбонне руководил профессор М. Химли, больше всего его интересовали изменения политических границ в Европе. Лишь в 1898 г., когда Химли ушел в отставку, главой кафедры стал Видаль; он был первым географом, занявшим место профессора на кафедре географии с момента ее основания в 1809 г.

В своей вступительной речи в Сорбонне (2 февраля 1899 г.) Видаль по традиции изложил свои мысли о поле деятельности и целях географии. Необходимо, сказал он, сосредоточить внимание на тесных взаимосвязях между человеком и непосредственно окружающей его средой (milieu) путем изучения небольших однородных территорий. Во Франции их принято называть «пей» (pays), например пей де Бос (pays de Beauce), располагающийся вокруг своего центрального города – Шартра. Видаль привел весомые доводы против теории географического детерминизма. Опираясь на содержание второго тома ратцелевской «Anthropogeographie» (р. 169), он выдвинул концепцию поссибилизма. Природа, утверждал Видаль, и ставит пределы, и предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия и приспособления к этим данным условиям зависят от его собственных традиций и образа жизни (Vidal, 1899).

Во французской географии широко использовалось понятие образа жизни (le genre de vie). Речь идет о передающихся из поколения в поколение отдельных социальных общностей обычаев и традиций, усвоенных ими как бы с молоком матери, то есть о том, что антропологи называют культурой (culture). Под le genre de vie подразумевается устойчивое сочетание установлений, традиций, предпочтений, целей и технических навыков людей. Видаль отмечал, что одни и те же природные условия по-разному воспринимаются людьми с разными genres de vie; le genre de vie – основной фактор, определяющий, какую из различных возможностей, предоставляемых природой, выберет определенная социальная людская общность (Buttimer, 1971: 52–57).

Видаль разделял идею изучения небольших природных районов, но резко возражал против уподобления их речным бассейнам, как это делал Бюаш. Такое отождествление, подчеркивал он в 1888 г., сделало бы невозможным выделение одного из важнейших природных районов Франции – Центрального массива. Расположенный западнее долины Роны, он характеризуется низкогорьями, сложенными массивными кристаллическими породами; для него характерна радиальная сеть водотоков. Если каждую из речных долин Центрального массива считать природным районом, то сам он уже не будет таковым, Видаль утверждал, что одна из главных задач географии состоит в выявлении важных для освоения человеком природных районов, или pays (Vidal, 1903).

Идея районирования Франции была подхвачена Люсьеном Галлуа (он был среди самых первых учеников Видаля): его диссертация «Regions natureiles et noms de pays» («Природные районы и значение слова «пей»), в которой содержится обзор истории идей районного подхода во Франции, была опубликована в 1908 г. (Gallois, 1908).

В 1913 г. Видаль разработал ряд идей о методе географического исследования (Vidal, 1913). Он безоговорочно поддержал концепцию хорологии как метода исследования объектов и явлений, связанных через единство территории, находящихся во взаимодействии и характеризующих определенные участки земной поверхности; это его высказывание неоднократно цитировалось. В своей статье Видаль писал:

«...что касается географии, то в порядке благодарности за помощь, которую она получает от других наук, она вносит в общую сокровищницу знания свою способность не расчленять на части то, что природа соединила, понимать соотношение и связь вещей как в пределах всей поверхности Земли в целом, так и в отдельных районах их расположения. Видаль де ла Блаш скоропостижно скончался в 1918 г. в возрасте семидесяти трех лет в разгар работы над своей итоговой книгой «География человечества» («La geographie humaine»). Используя частично завершенную рукопись и заметки, зять Видаля Эмманюэль де Мартонн подготовил книгу, которая была опубликована в 1921 г. (Vidal, 1921).

Названия глав и разделов «Principes de geographie humaine» («Основы географии человечества») дают представление о широте научных взглядов Видаля де ла Блаша:

Введение: Содержание и предмет географии человечества

Критический разбор концепции географии человечества

Принцип единства Земли и понятие среды (milieu)

Человек и среда

 

Человек как географический фактор

I Размещение людей на земном шаре Общий обзор

Формирование областей с высокой плотностью населения (популяционных кластеров, или сгущений населения)

Европейская агломерация

Средиземноморские районы

Выводы

II Характеристика цивилизаций

Связь людских социальных общностей со средой

Орудия и материалы

Жилища (habitats)

Развитие цивилизации

III Передвижение

Транспортные средства

Дороги

Железные дороги

Морские пути

 

Фрагменты, над которыми Видаль работал к моменту своей смерти:

Происхождение рас

Распространение новаций и изобретений (примеры: плуг, колесо, рабочий скот)

Районы человеческой культуры

Города

 

В традициях Видаля де ла Блаша

После того как Видаль де ла Блаш возглавил кафедру географии в Сорбонне, число профессоров географии во французских университетах стало быстро возрастать. К 1921 г. факультеты географии были почти во всех шестнадцати университетах Франции (Joerg, 1922: 438–441). Почти все ученые, приглашенные в эти годы преподавать географию, учились у Видаля де ла Блаша. Ни в одной стране, говорил Пьер Жорж, включая Германию, где так много значило имя Рихтгофена, развитие географии не отождествлялось в такой степени с каким-либо одним выдающимся ученым, как это случилось во Франции. Здесь ученики Видаля де ла Блаша повсеместно внедрили взгляды и методы своего учителя, создав то, что стало называться la tradition vidalienne (Buttimer, 1971).

Среди этих учеников был и Жан Брюн [Жан Брюн получил широкое образование, изучая историю, естественные науки, право, банковское дело и географию. В Швейцарии с 1896 по 1912 г. он преподавал географию во Фрейбургском университете. С 1912 по 1930 – год своей смерти – Брюн занимался научной работой, будучи профессором Сорбонны. В 1910 г. им опубликовано первое издание «La geographie humaine» (Brunhes, 1910), которая затем выдержала еще несколько исправленных и расширенных изданий в 1912, 1915 и 1934 гг. Второе издание переведено на английский язык И. К. Лекомпте и издано Исайей Боуманом и Р. И. Доджем в 1920 г.; сокращенный вариант этого труда вышел в английском переводе в 1952 г. Благодаря этим работам, работа Брюна нашла широкий отклик в США.], который не только углубил идеи Видаля относительно географии человечества и способствовал их утверждению во Франции; с его именем связано также распространение этих идей в других странах. Брюн создал классификацию, которая облегчила восприятие и усвоение представлений Видаля при их изучении. По словам Брюна, наибольшее значение в понимании географии человечества имеют две мировые карты: карта распределения вод суши и карта распределения населения. Все важнейшие реалии географии человечества он разделил на три категории: 1) реалии непродуктивного использования земли под жилища и дороги (включая сельские поселения, городские агломерации и сети путей сообщения); 2) реалии освоения земель растениями и животными или возделывания и разведения их; 3) реалии деструктивной эксплуатации ресурсов: оскудение растительности, истребление животных, добыча полезных ископаемых. Затем на примере изучения нескольких небольших районов, где отчетливо проявляется зависимость между деятельностью людей и природным окружением, он показал, как пользоваться этими категориями. Это были: два оазиса в Сахаре, один, Суф, в песчаной пустыне, другой, Мзаб, – в каменистой; племя фанг, чрезмерно эксплуатировавшее небольшие участки земли в пределах современного Габона; население альпийской долины (в английском издании этот материал был заменен исследованиями Боумана о перуанских Андах), занимавшееся полукочевым скотоводством. В последней части книги Брюн отступает от рассмотрения «важнейших реалий», жертвуя ими для обсуждения различных видов географических исследований более широкого круга с позиций географии человека, региональной географии, этнографической географии, социальной, политической и исторической географии.

Французская географическая школа, возглавляемая Видалем, в равной мере уделяла внимание природным и общественным компонентам географии. Французских географов этого периода не беспокоила дихотомия между физической и экономической географией, в отличие от их немецких коллег, для которых она была очевидной. Причину этого было бы трудно понять, не обратившись к трудам двух самых первых учеников Видаля: Жана Брюна, развивавшего концепции географии человека, и Эмманюэля де Мартонна, посвятившего себя изучению физической географии.

Эмманюэль де Мартонн, ставший зятем Видаля де ла Блаша, окончил Парижский педагогический институт в 1899 г. Затем, с 1899 по 1905 г. он преподавал в университете города Ренн, а с 1905 по 1909 г. – в Лионском университете. Приглашенный в Сорбонну в 1909 г., он оставался в ее стенах вплоть до своей отставки в 1944-м. В Сорбонне Мартонн основал Institut de geographie и с 1927 по 1944 г. был его директором. Этот институт был создан при филологическом факультете при тесной поддержке историков. Поэтому здесь никого не шокировало преподавание физической географии на факультете общественных наук. Мартонн стал одним из ведущих в мире физико-географов. Он был генеральным секретарем Международного географического союза с 1931 по 1938 г. и его президентом с 1938 по 1949 г. Основная работа Мартонна «Traite de geographie physique» («Курс общей физической географии») была впервые опубликована в 1909 г. в одном томе объемом 910 стр., позднее в исправленном и расширенном виде несколько раз переиздавалась (4 изд., 3 тома, 1925–1927 гг.). Он также автор «Europe Centrale» («Центральная Европа») и «Природы Франции» в «Geographie universelle» («Всеобщей географии»).

Мартонну удалось соединить традиционное знание в истории и географии с надежной основой геологического, геофизического и биологического знания. Физическая география в его понимании включала в себя целостное географическое исследование территории, что он и продемонстрировал в своей региональной монографии о Валахской равнине, и в труде, посвященном Карпатам (de Martonne, 1902, 1917). Мартонн был виднейшим физико-географом мира и наиболее авторитетным географом Европы в период между двумя мировыми войнами. Он поддерживал концепцию Дэвиса, которая благодаря ему стала известной во франкоговорящем мире. Подобно Дэвису, Мартонн мастерски описывал формы рельефа и делал выразительные зарисовки ландшафтов с помощью пера и чернил (de Martonne, 1917: 424). Его работа о выделении аридных районов путем использования индекса аридности стала существеннейшим вкладом в систематическое изучение климата (de Martonne, 1927).

Приверженцев Видаля не волновал, в сущности, вопрос, принадлежит ли география целиком к одной сфере научного знания или же к нескольким таким сферам. Мысль о дихотомии географии долгое время преследовала немецких географов; что же касается французов, то они прекратили разговоры о методологических вопросах подобного рода после 1920 г. Для тех во Франции, кто занимался географией, не существовало проблемы, принадлежит ли эта наука к единой области исследования, как считали одни, или она объединяет собой различные сферы изучения, как казалось другим. Валло в книге «Les sciences geographiques» («Географические науки») (Vallaux, 1929) раскрывает свое представление о географии как одновременно и унитарном и автономном поле исследования и как вспомогательном знании для многих других наук. География не только обладает своей собственной философией, писал он, но к тому же «сама по себе является своего рода философией мира человека» (Vallaux, 1925: VIII). В результате французские географы с успехом занимались как систематическими (отраслевыми), или местными, изысканиями, так одновременно и составлением региональных монографий.

Однако сфера и метод регионального исследования изменились в первой половине столетия вместе с изменением сферы и метода систематических наук. В самых первых региональных обзорах (de Martonne, 1902; Demangeon, 1905; Blanchard, 1906; Vallaux, 1906) авторы следовали более или менее устоявшейся схеме изложения; начиная с характеристики рельефа и климата, они переходили затем к описанию жизненных форм в связи с общим обликом природы, после чего обращались к исследованию образа жизни населения, рассматривая его как с точки зрения его влияния на окружающую среду, так и с точки зрения воздействия последней на образ жизни людей. Район в понимании французских географов был почти тождествен представлению Шлютера о культурном ландшафте (Kulturlandschaft). Однако Роже Дион, писавший в середине XX в. об истории географии (L’Information geographique, 1957: 185), указывал на множество неверных интерпретаций, связанных с попытками следовать строгим правилам. Экономическая деятельность людей должна рассматриваться как процесс, который не имеет смысла, если игнорировать его историческую перспективу. Ренэ Мюссе, обсуждавший современные региональные исследования в том же сборнике (“L’Information geographique”, 1957: 187–196), показал, что первоначальная идея о создании «законченного» регионального исследования оказывается невыполнимой без резкого увеличения доступной информации. Многие десятилетия региональные исследования были тесно связаны с разработкой единственной центральной темы или проблемы, и все материалы, не отвечающие этим проблемам, отбрасывались. Именно в этом ключе строилось Пьером Дефонтэном изучение долины среднего течения Гаронны (1932 г.), в котором все было подчинено преобразующему воздействию человеческого общества на ландшафт (Dickinson, 1969: 217). Пьер Монбеи в своей региональной монографии, посвященной описанию штата Сан-Пауло в Бразилии, указал на контраст в заселении земель с мелкими пионерного типа фермами и территорий, занятых огромными кофейными плантациями (Monbeig, 1952). Много десятилетий назад французские географы, как и их коллеги в других странах, начали испытывать разнообразные методы организации регионального исследования (Meynier, 1969:        113–119).

Еще Видаль в своей последней из опубликованных работ писал о сложной неоднородности Эльзас-Лотарингии и необходимости обратить внимание на меняющуюся значимость этого пограничного района между Францией и Германией (Vidal, 1917).

 

Всеобщая география

Видаль полагал, что полевые исследования в относительно небольших районах – самый лучший способ обучения географов. Многие французские географы все еще считают, что региональные монографии – это всего лишь самый лучший вид докторских диссертаций. В отличие от них Видаль находил, что региональные исследования могут также служить практическим целям. Он задумал создать серию книг, содержание которых охватило бы все пространство земной суши и позволило бы в более мелком масштабе, чем французские региональные монографии, но более широко познакомиться с крупными районами земного шара. Видаль умер, не осуществив этого плана. Его работу продолжил Люсьен Галлуа. Первый том опубликован в 1927 г.; вся серия книг, за исключением тома в трех частях, посвященного Франции, была завершена к началу второй мировой войны. Этот последний том увидел свет в 1949 г. (Vidal, Gallois, 1927: 48). Серия в целом – это своеобразный памятник профессиональной работе первого после Видаля поколения французских географов (Martin, 1964). Великолепно напечатанные и превосходно иллюстрированные книги со множеством подробных карт содержат сведения, которые раньше невозможно было получить из изданий серийного типа. Конечно, разделы, повествующие об экономике, населении и политических границах, теперь устарели, но они содержат бесценные сведения для тех, кто занимается исторической географией. Разделы же, посвященные физической географии Земли и ее растительному покрову, сохранили свою ценность и сейчас, спустя многие десятилетия с того времени, когда они были написаны. Жан Готтман писал о «La France physique» Эмманюэля Мартонна:

«Физическая география Франции» Мартонна дала ему возможность представить полную картину проблем и идей, занимавших его на протяжении всей жизни. Это, по-видимому, наиболее авторитетное и лучше всего изложенное физико-географическое описание крупных районов Западной Европы; оно долго будет считаться классическим» (Gottmann, 1946: 82).

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.