Лисянский Ю. Ф.

Лисянский Юрий Федорович

(1773-1837)

Имя Юрия Федоровича Лисянского – смелого и опытного мореплавателя – связано с организацией и блестящим проведением первого русского кругосветного путешествия. Оно прочно вошло в историю русского флота и русских географических открытий. Первое русское кругосветное плавание, совершенное Ю. Ф. Лисянским совместно с его другом и начальником И. Ф. Крузенштерном, открыло целую эпоху кругосветных плаваний, совершенных под русским флагом в первой половине XIX столетия и сопровождавшихся рядом открытий. Плавание Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна наглядно показало всему миру мужество, выдержку, сознание долга и высокое профессиональное мастерство моряков русского флота.

Ю. Ф Лисянский был одним на лучших морских офицеров и вместе с тем одним на наиболее гуманных и передовых людей своего времена. Родился Юрий Федорович Лисянский 13 августа 1773 г. в семье небогатого нежинского помещика на Украине. Его отец, рано овдовев и не имея возможности уделить воспитанию детей должного внимания, отдал двух своих младших сыновей – Юрия и Анания – в Морской кадетский корпус. В корпусе Ю. Ф. Лисянский получил основы своего военно-морского образования, которое в дальнейшем было дополнено чтением и практическим опытом во время различных морских и военных операций. Участвовать в них Ю. Ф. Лисянскому пришлось уже в самые юные годы во время шведской кампании, начавшейся летом 1788 г. Эта кампания ставила Россию в затруднительное положение, так как главные ее морские и военные силы в это время были заняты на юге, в операциях против турок. Ввиду острой потребности в морских офицерах в Морском кадетском корпусе был произведен досрочный выпуск. В числе гардемарин, выпущенных раньше срока «за мичмана», был и Юрий Лисянский. Он начал свою боевую жизнь в возрасте пятнадцати лет в Балтийской военной эскадре под командой адмирала Грейга, а позже Круза.

Первое боевое крещение Ю. Ф. Лисянский получил в морском сражении у острова Гогланда, находясь на борту фрегата «Подражислав». Сражение закончилось победой русского флота. Другими крупными морскими сражениями, в которых участвовал Лисянский, были бой между русской и шведской эскадрами у о. Эланд в 1789 г. и у Ревеля в 1790 г.

Таким образом, Ю. Ф. Лисянский участвовал в большинстве морских операций трехлетней шведской кампании, во время которой, уже в марте 1789 г., в возрасте шестнадцати лет он был произведен в мичманы.

Трехлетние военно-морские операции закалили волю молодого офицера, обогатили его практическим опытом. В эти же годы у него зародилась мечта отправиться в далекое кругосветное плавание. Она возникла в значительной степени под влиянием капитана 2-го ранга Гревенса, который был долгое время командиром «Подражислава» и непосредственным начальником Лисянского. Перед самой шведской кампанией Гревенс был назначен в состав кругосветной экспедиции, которую Екатерина II предполагала снарядить под руководством капитана 1-го ранга Г. И. Муловского. Осуществлению этого плана помещала война, но знакомство с участниками предполагавшейся кругосветной экспедиции – Гревенсом и Муловским – имело большое значение как для Ю. Ф. Лисянского, так и для И. Ф. Крузенштерна, служившего под начальством Муловского. Участие в кругосветном путешествии стало мечтой обоих молодых офицеров.

Через три года, прошедших в обычных плаваниях в Балтийских водах, оба они были включены в число шестнадцати лучших офицеров русского флота, которых решено было направить в Англию для совершенствования в военно-морском деле.

Зиму 1793/94 г. русские моряки провели в Лондоне, а затем в конце апреля были назначены на различные корабли британского флота. Ю. Ф. Лисянский был определен на фрегат «Луазо». Фрегат входил в состав эскадры, направлявшейся к берегам Северной Америки.

Пребывание в Лондоне Ю. Ф. Лисянский использовал для ознакомления с различными мастерскими и верфями в Вульвиче, где мог обогатить свои знания по кораблестроению. Все свои впечатления Ю. Ф. Лисянский записывал в дневник, который характеризует его как человека наблюдательного, с острым и пытливым умом и серьезными гуманными принципами.

У берегов Северной Америки Ю. Ф. Лисянский участвовал в 1794 г в операциях английского флота против французских кораблей, а затем плавал в районе Галифакса, где «Луазо» нес крейсерскую службу.

В начале 1795 г. «Луазо» отправился в Вест-Индию, где побывал на островах Антигуа и Невис. Здесь все интересовало Ю. Ф. Лисянского: и пышная тропическая растительность, и плантации сахарного тростника, и его обработка, и быт, и нравы местного населения. Его письма и записи в дневнике, посвященные Вест-Индии, полны глубокого негодования по отношению к колонизаторам-европейцам и искреннего сочувствия к судьбе их рабов негров. «Положение сих эсклавов весьма бедное везде, их же властители проводят жизнь свою в изобилии»; «нередко случалось видеть несчастных арапов, употребляемых вместо лошадей», – пишет Лисянский.

Из Вест-Индии «Луазо» возвратился в Галифакс. Здесь Ю. Ф. Лисянский провел лето вместе с прибывшим на «Тетисе» И. Ф. Крузенштерном, а осенью 1795 г. отправился в Нью-Йорк, чтобы провести всю зиму в Соединенных Штатах и познакомиться с этой молодой республикой, привлекшей внимание всего мира во время войны за независимость. Окрестности Нью-Йорка, которые осматривал Ю. Ф. Лисянский, поразили его прекрасной обработкой земли, богатством садов и полей. Понравилась ему и Филадельфия, большой торговый город, известный в то время морской торговлей. В Филадельфии он был представлен президенту Джорджу Вашингтону, который произвел на русского моряка глубокое впечатление. «Простота его жизни и благосклонность в обхождении таковы, – пишет Лисянский в своем дневнике,– что в одно мгновение поражают и удивляют чувства».

Весной 1796 г. Ю. Ф. Лисянский совершил небольшое путешествие по Северным Штатам, изучал доки, верфи и особенности кораблестроения, а затем возвратился в Галифакс и участвовал в крейсерских плаваниях у Канадских берегов на фрегате «Топэйз». Одно из них закончилось морским сражением с французским фрегатом «Елисавета», во время которого Ю. Ф. Лисянский был контужен в голову.

Осенью 1797 г. Ю. Ф. Лисянский, И. Ф. Крузенштерн и их товарищ Баскаков отправились в Англию, так как надеялись попасть оттуда в Ост-Индию. Весной 1798 г. их ходатайство о посещения Ост-Индии поддержанное русским послом в Англии графом С. Р. Воронцовым было удовлетворено. Русские офицеры были назначены на фрегат «Резонебль», отправлявшийся к мысу Доброй Надежды с караваном судов Ост-Индской компании.

В Саймонс-бей, близ мыса Доброй Надежды, произошло перераспределение русских офицеров по судам, причем Крузенштерн перешел на фрегат «Луазо», на котором ранее плавал Лисянский, а Лисянский был определен на корабль «Септр». На его борту Ю. Ф. Лисянский совершил плавание к острову Святой Елены, который он внимательно осмотрел.

В начале января 1799 г. Ю. Ф. Лисянский прибыл на борту «Септра» в Индию. Описывая с явным осуждением быт европейских колонизаторо, он с большой симпатией отзывается о народе Индии, отмечая его изумительные способности к арифметике, ремеслам и трудолюбие. Во время пребывания в Индии Ю. Ф. Лисянский побывал в Мадрасе, Бомбее, на Цейлоне. Не желая участвовать в войне англичан с армией правителя Майсора, Типу-сулута, боровшегося за национальную независимость и свободу Индии, Ю. Ф. Лисянский выразил желание предпринять путешествие в Австралию для описания ее берегов и вод, куда с этой целью посылалось английское военное судно. Но это путешествие не было осуществлено, так как отношения между Россией и Англией обострились и в связи с этим Лисянский был отозван обратно в Россию.

Вернувшись после семилетнего отсутствия на родину в чине капитан-лейтенанта, Ю. Ф. Лисянский был назначен командиром фрегата «Автропл». После возвращения из плавания на этом фрегате, осенью 1801 г. он занялся переводом известной книги Клерка, которую он назвал «Движение флотов». Перевод и издание этого труда, который считался образцом английского военно-морского тактического искусства, был ценным вкладом в специальную русскую литературу того времени.

После возвращения на родину Ю. Ф. Лисянский неоднократно обсуждал с И. Ф. Крузенштерном план кругосветного путешествия. Этот план был разработан Крузенштерном в виде докладной записки, которая была направлена в Адмиралтейств-коллегию.

В проекте И. Ф. Крузенштерна указывалось, что организация далеких плаваний должна улучшить состояние русского флота и обогатить опытом его кадры. С этой целью в проекте предлагался ряд мероприятий по расширению и улучшению подготовки моряков.

Во второй части проекта говорилось о большом значении регулярных кругосветных рейсов русских судов в североамериканские колонии России с целью их освоения, проводившихся Российско-Американской компанией.

Российско-Американская компания не имела своих судов, на которых можно было бы совершить кругосветное плавание. Поэтому решено было закупить два судна, необходимых для экспедиции, в Англии, куда с этой целью был направлен Ю. Ф. Лисянский. Он был приглашен И. Ф. Крузенштерном для участия в экспедиции в качестве командира второго корабля – «Невы». Командиром первого – «Надежды» – был сам Крузенштерн. Кроме судов, Ю. Ф. Лисянский закупил в Англии ряд астрономических и морских приборов, большой набор лекарств, а также удобную и приспособленную для различных условий климата одежду для команды, которая целиком состояла из русских матросов.

Общее командование кораблями экспедиции принадлежало И. Ф. Крузенштерну, но большую роль в ее проведении и благополучном завершении сыграл и Ю. Ф. Лисянский. Плавание кораблей «Нева» и «Надежда» проходило самостоятельно, так как значительную часть пути они должны были проделать раздельно и, кроме того, несколько раз надолго теряли друг друга из-за плохой погоды. У Гавайских (Сэндвичевых) островов, в соответствии с планом, они должны были разъединиться. «Надежде» следовало идти с грузом на Камчатку, а затем в Японию, куда надо было доставить русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого «Надежда» должна была вернуться на Камчатку за пушниной и доставить ее в Кантон для продажи. Здесь оба судна должны были встретиться. Путь «Невы» после Гавайских островов лежал на остров Кадьяк, где находились главные русские колонии и Контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка, после которой «Нева» должна была взять груз пушнины и отвезти его в Кантон, откуда оба корабля должны были вернуться в Россию вокруг мыса Доброй Надежды.

Плавание проходило успешно. Расставшись с «Надеждой» у Гавайских островов. Ю. Ф. Лисянский через несколько недель прибыл на Кадьяк. Полученные им в пути известия заставляли его торопиться. Местные индейцы-тлинкиты, или колоши, как их называли русские, напали на крепость Архангельская на острове Ситке, заняли ее и почти полностью уничтожили гарнизон. Однако почти целый месяц, начиная с середины июля 1894 г. до середины августа, Ю. Ф. Лисянский принужден был оставаться в гавани Св. Павла на острове Кадьяк, так как плохая погода и сильные ветры мешали «Неве» выйти в море. У острова Ситки Лисянский принужден был дожидаться Баранова, управляющего Российско-Американской компанией, который должен был прибыть с большим отрядом. Наконец, в конце сентября, после соединения с отрядом Баранова, Лисянский высадил десант, осадил укрепление тлинкитов и подверг его артиллерийскому обстрелу. Тлинкиты оставила крепость, все свои запасы и ночью ушли в леса.

Крепость Архангельская после этого была срыта и перенесена на высокую гору, где была основана крепость Новоархангельская, ставшая затем центром управления русскими колониями.

1 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в Кантон, где встретилась с «Надеждой» Плавание ее также прошло успешно, но посольство в Японию окончилось неудачно. Закон об изоляции Японии от других государств оказался в то время непреодолимой преградой. Посол Резанов не был принят японским двором, и его стремления завязать с Японией торговые связи были безрезультатны.

После значительной задержки, связанной с деятельностью китайских чиновников, русские моряки успешно продали в Кантоне привезенную с севера пушнину и 9 февраля 1806 г. двинулись в обратный путь. Часть его они проделали вместе, но у берегов Южной Америки из-за плохой погоды корабли потеряли друг друга из вида. Они могли встретиться у мыса Доброй Надежды, острова Святой Елены или у Азорских островов, но Лисянский решил осуществить прямой переход из Кантона в Англию, не заходя в порты для снабжения водой и продуктами. Запасы их на борту «Невы» были значительные и позволяли Ю. Ф. Лисовскому решиться на этот смелый и необычный в те времена рейс. Прямой путь на Кантона в Англию был осуществлен Ю. Ф. Лисянским для того, чтобы показать высокое мастерство молодого русского флота и способствовать, таким образом, славе своей Родины. Его желание осуществилось полностью. Он прибыл в Портсмут без особых приключений на две недели раньше «Надежды» и был восторженно встречен английской публикой. «Нева» стала объектом многочисленных экскурсий знатных англичан. Смелое кругосветное путешествие русских моряков было в центре внимания лондонской печати и общества, которое в лице русских моряков приветствовало также и союзников Англии в борьбе с Наполеоном.

В середине июля «Нева» снялась с якоря в Портсмуте и направилась в Кронштадт, куда прибыла 5 августа 1806 г., пробыв в плавании почти полных три года.

Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна ждала на Родине заслуженная слава.

В честь первого кругосветного плавания русских моряков была выбита особая медаль, которой были награждены все участники экспедиции. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн получили по три тысячи рублей наградных, пожизненную пенсию, орден Владимира 3-й степени и были произведены в капитаны 2-го ранга. Офицеры команд «Невы» и «Надежды» были произведены в следующий чин и получили по тысяче рублей наградных, а матросам была назначена довольно значительная пенсия с разрешением выйти в отставку.

Путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота и в течение многих лет было примером для ряда далеких морских экспедиций, русских и иностранных. Оно было совершено по заранее составленному плану, без серьезных аварий и убыли в людях, и свидетельствовало о большом мастерстве моряков и тщательно продуманном и выполненном плане экспедиции. В своем дневнике Ю. Ф. Лисянский подробно касается вопроса о рационе пищи и правилах гигиены для команды и неоднократно возвращается к этой важной теме в течение всего своего трехлетнего плавания. Хорошее состояние здоровья команды было результатом заботливого отношения Ю. Ф. Лисянского к вверенным ему людям. Это обстоятельство очень важно отметить, так как в те времена ряд заболеваний, особенно цинга, был обычен на кораблях дальнего плавания.

Путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна обогатило географическую науку рядом новых сведений о малоисследованных странах и описанием основных морских трасс.

Ряд островов, посещенных Лисянским, был сравнительно незадолго до того открыт, но их природа, население, его обычаи и хозяйство еще оставались неизученными. Гавайские острова были открыты менее чем за тридцать лет до посещения их Лисянским. Мало были изучены и острова Маркизские, Вашингтоновы и Пасхи. Поэтому описание их природы и жителей, как и описание обитателей Кадьяка и Ситки, возбудили живейший интерес у читателей и явились большим вкладом в географию и этнографию того времени. Следует отметить и великолепную коллекцию всяких «редкостей», собранных Ю. Ф. Лисянским во время его путешествия в Индию и вокруг света. Эту коллекцию, богатую как этнографическими, так и естественноисторическими экспонатами, Ю. Ф. Лисянский передал в Румянцевский музей.

Большим достижением были и многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой воды, глубинами и характером берегов, которые производились во время кругосветного плавания на «Неве» и «Надежде». Ю. Ф. Лисянский проложил две трассы новых путей в русские североамериканские колонии; на одной из них, кратчайшей, по которой Ю. Ф. Лисянский возвращался на Кадьяк, им были открыты и нанесены на карту две банки, опасные для судов.

На всем протяжении пройденных им трасс Ю. Ф. Лисянский отмечает опасные для плавания или же удобные для стоянок места и дает многочисленные сведения о глубинах и характере грунта. Лисянский уточнил координаты многих посещенных им пунктов и внес многочисленные исправления в карты того времени (особенно в известные в конце XVIII столетия карты Гаспарского и Зондского проливов, составленные Маршаном и Дапре-де-Манвильеттом). Во время зимовки на Кадьяке он выполнил силами своего экипажа ряд съемок, на основании которых были уточнены или составлены вновь карты Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Америки.

Для моряков дальнего плавания, несомненно, имели большое значение и словари жителей островов Нука-Гива, Гаваи и Кадьяка, которые составил Ю. Ф. Лисянский и приложил к своему описанию кругосветного путешествия.

Эго описание показывает разносторонность интересов, наблюдательность и широкую эрудицию самого Юрия Федоровича. Ему хорошо были знакомы все сочинения по географии и описания плаваний того времени. От его пристального внимания не ускользнули ни особенности природы посещенных им мест, ни характер политического устройства и быта обитателей, ни взаимоотношения конкуренции, возникшие между Россией и Соединенными Штатами на северо-западном побережье Америки. Не скрылось от зоркого взгляда Ю. Ф. Лисянского и то тяжелое положение, в котором находились индейцы-тлинкиты в колониях Российско-Американской компании.

На основании всего виденного в русско-американских колониях, в описании своего путешествия Ю. Ф. Лисянский пришел к выводу о необходимости применения ряда мер по улучшению бытовых условий местного населения, без которых в ближайшем будущем можно было ожидать его сокращения: оставлять зимой в селениях часть мужчин, чтобы обеспечить продуктами охоты женщин, детей и стариков; запретить старикам опасную охоту на птиц; сопровождать крупными морскими судами промысловые байдарочные артели, выходящие за зверем далеко в море.

Не менее гуманны высказывания Ю. Ф. Лисянского и о жителях островов Тихого океана. Особенно же чувствуется его забота о людях на страницах, посвященных команде «Невы». Глубоким пониманием важности, ответственности и значения труда матросов проникнуто все его описание кругосветного путешествия. Он наблюдал не только за нормальным питанием и личной гигиеной команды, но и за правильным, регулярным отдыхом и высокой дисциплиной, которая, естественно, была залогом успешного выполнения трудного кругосветного плавания. Помимо дисциплины, Ю. Ф Лисянский придавал большое значение дружеским отношениям между людьми, призванными осуществить под но руководством серьезное и важное задание.

Высокие моральные качества Ю. Ф. Лисянского были по достоинству оценены его командой, среди которой он пользовался большой любимо и уважением.

Несмотря на крупные достоинства труда Ю. Ф. Лисянского, посвященного описанию его путешествия. Морское министерство не сочло возможным его издать «по множеству погрешностей против российского языка и слога». Читая яркие и красочные описания Ю. Ф. Лисянского, невольно удивляешься отрицательной оценке его труда, данной Морским министерством. Причиной ее было неприязненное отношение к Ю. Ф. Лисянскому и ко всему кругосветному путешествию со стороны морского министра П. В. Чичагова, который не признавал достижений этого выдающегося плавания. Возможно, что Ю. Ф. Лисянскому служили помехой и его прямые суждения о жестокой эксплуатации местного населения Российско-Американской компанией. По-видимому, по той же причине после возвращения из кругосветного плавания он не получил соответствующего своей высокой квалификации назначения. После блестяще осуществленного кругосветного плавания он был назначен командиром одного из судов Балтийского флота, т. е. не получил никакого повышения по службе. Только немного позже Ю. Ф. Лисянский был назначен на более почетный пост «командира всех личных яхт его императорского величества». Однако он мог рассчитывать на более удачное применение своих знаний. Очевидно, разочарования, постигшие его на служебном поприще, а также при издании описания путешествия, были причиной, по которой Ю. Ф. Лисянский подал в отставку и никогда уже больше не вернулся к службе на флоте. Много сил и времени после своей отставки он посвятил изданию своего труда, выпустив его на свои средства. Прекрасно изданная книга Ю. Ф. Лисянского вышла в двух томах с атласом в России в 1812 г., а в 1813 г. – в Англии в переводе, сделанном самим автором. Английское издание имело громадный успех и было быстро раскуплено, после чего Морское министерство вернуло Ю. Ф. Лисянскому две трети денег, истраченных им на издание своего труда.

Уйдя со службы, Ю. Ф. Лисянский провел вторую половину своей жизни в тишине и безвестности. Смерть его 6 марта 1837 г. прошла незамеченной.

 

Список литературы

  1. Думитрашко Н. В. Юрий Федорович Лисянский / Н. В. Думитрашко // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 394-401.