Валиxаиов Ч. Ч.

Чокан Чингизович Валиxаиов

(1835/1837–1865)

Ч. Ч. Валиханов – казах по национальности, выдающийся ученый в области географии и этнографии, востоковед и смелый путешественник, член Русского географического общества. Особенно он известен своими экспедициями в Семиречье (Заилийский край) и Кашгарию, описаниями флоры, фауны этих стран, торговых путей, а также своими исследованиями истории и быта казахов. Последователь русских демократов-просветителей, Валиханов был горячим сторонником передовой русской культуры и стремился приобщить к ней свой народ, сохранив и развив в то же время достижения народной казахской культуры.

Первые страницы биографии Ч. Ч. Валиханова неясны. Разноречивы известия о месте и годе его рождения. По одним сведениям (Г. Н. Потанин, П. П. Семенов-Тян-Шанский) он родился в 1837 г., по другим (А. Н. Пыпин) – в 1835 г.

В 1847 г. Валиханов поступил в Омский кадетский корпус. При поступлении он не знал русского языка, но быстро овладел им и благодаря блестящим способностям и любознательности вскоре выдвинулся в ряды первых учеников. Потанин, учившийся в одно время с ним, сообщает, что Валиханов очень много читал, увлекался описаниями путешествий и сам мечтал о них, особенно интересовался Центральной Азией. Наряду с русским языком он изучал и восточные языки, занимался историей, географией и филологией Востока, уделяя этим занятиям много времени.

На его развитие большое влияние оказало тесное общение с передовыми образованными людьми Омска. Как сообщает Потанин, когда Валихаиову было 14–15 лет, кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя и, может быть, ученого.

В 1853 г. Валиханов окончил кадетский корпус, был произведен в корнеты и назначен в Сибирское казачье войско. Там его исключительные способности, знание языков, обычаев и истории пародов Востока привлекли внимание генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда, который взял его к себе на службу и часто направлял в командировки в пограничные с Китаем районы. Выполняя поручения начальства, Валиханов одновременно использовал эти поездки для научных целей.

В этот период он продолжал свое общение с представителями передовой интеллигенции Омска. Он познакомился с находившимся в ссылке в Сибири известным петрашевцем С. Ф. Дуровым, который оказал большое влияние на формирование общественно-политических взглядов Валиханова. В 1854 г. состоялось его знакомство с писателем Ф. М. Достоевским, только что отбывшим срок каторги в Омском остроге, в который, как известно, Достоевский попал также по процессу петрашевцев. Между ними установились дружеские отношения, продолжавшиеся в течение ряда лет. Весной 1856 г. Валиханов познакомился с бывшим здесь проездом известным географом и путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским, на которого знания и одаренность Валиханова произвели большое впечатление.

Весной 1856 г. Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык-Куль, где в то время кочевали киргизы племени бугу, незадолго до того принявшие русское подданство. Здесь Валиханов собрал большой географический, этнографический и фольклорный материал, богатую этнографическую коллекцию, со слов народного певца впервые записал отрывок из эпоса киргизов «Манас».

По возвращении из экспедиции Валиханов в том же 1856 г. был командирован в качестве официального представителя русского правительства по торговым делам в Кульджу, где пробыл два месяца (август–сентябрь), не прекращая своей научно-исследовательской и собирательской работы, которая нашла отражение в дневнике этой поездки, до сих пор не опубликованном.

На основе собранных материалов и собственных наблюдений Валиханов составил «Географический очерк Заилийского края», записку «О дикокаменных киргизах», «Очерки Джунгарии», а также работу «Родоподразделение. История племен Киргизских и вообще народов, не имеющих письмен».

Эти путешествия, обогатившие знания Валиханова по Востоку, укрепили в нем стремление продолжить свое образование. Валиханов решил оставить военную службу и ехать в Петербург. В этом он нашел горячую поддержку у своих друзей и знакомых. Ф. М. Достоевский, сразу оценивший, какую огромную пользу своему народу может принести Валиханов при его одаренности, образованности и высоких душевных качествах, усиленно рекомендовал ему ехать в Петербург, писать о казахах, познакомить передовых русских людей с их жизнью и бытом, служить своей родине «просвещенным ходатайством за свой народ». Семенов-Тян-Шанский также настойчиво советовал Валиханову ехать в Петербург, прослушать университетский курс по востоковедению, чтобы еще больше обогатить свои знания. По рекомендации Семенова-Тян-Шанского Валиханов, уже завоевавший известность своими путешествиями, в феврале 1857 г., в возрасте 20 лет, был принят в члены Русского географического общества.

Однако намеченные планы не были осуществлены им в этом году, так как ему неожиданно было предложено ехать в Кашгар, где в то время развернулось большое движение против властей богдыхана Китая, привлекшее пристальное внимание русского правительства; последнее не могло также равнодушно относиться к попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии. Валиханову было предложено совершить трудное и опасное путешествие в Кашгар под видом купца в составе торгового каравана, ни в коем случае не обнаруживая интереса русского правительства к этой стране, и собрать сведения о ее политическом положении, ибо связи с ней через Кульджу были нарушены.

Валиханов выехал из Омска в конце 1857 г., но ему пришлось довольно долго задержаться в Верном (Алма-Ата) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из-за глубокого снега. Вдобавок организация каравана крайне затянулась, и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не обнаружить своего инкогнито и истинных целей своего путешествия.

Ему удалось присоединиться к вышедшему из Семипалатинска торговому каравану лишь 28 июня 1858 г. в урочище Карамула, в 30 верстах от г. Копала. Чтобы не выдать себя, он по договоренности с начальником каравана принял имя Алимбая – сына купца, выехавшего из Кашгара, когда Алимбай был еще ребенком. Около месяца караван вынужден был пробыть в кочевьях киргизов на Иссык-Куле и Текесе и лишь 1 октября 1858 г. путешественники с большим трудом добрались до Кашгара. Особенно тяжел был переход через Заукинское ущелье, о чем ярко пишет Валиханов в своем дневнике. В пути и в самом Кашгаре ему пришлось пережить много невзгод, преодолеть большие трудности и не раз подвергать свою жизнь опасности. Как сообщает он сам, со времен Марко Поло и иезуита Гойеса в Кашгар проникли только два путешественника, из которых одному, немцу Шлагинтвейту, незадолго до приезда туда Валиханова, была отсечена голова.

Путешествие Валиханова в Кашгарию позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь-Шаньской горной системы. Известно, что до него на сырты Центрального Тянь-Шаня поднялся только П. П. Семенов, которому, однако, не пришлось пересечь его и выйти в пределы Кашгарии. Валиханов же двумя маршрутами через перевалы Заука и Теректы, а также через озеро Чатыр-Куль и Нарын, пересек ряд хребтов Тянь-Шаня и показал строение его цепей и природные условия районов, лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Из русских путешественников, оставивших подробные записки о Кашгарии об ее географии и этнографии, Валиханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время неведомую, страну.

Валиханов пробыл в Кашгарии свыше пяти месяцев. За это время он собрал интереснейшие сведения по географии, социально-экономическим отношениям, истории и этнографии края, а также добыл редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях, куда ему удалось проникнуть. В Кашгаре же он изучил уйгурский язык. Результатом его поездки явился вошедший в собрание его сочинений «Отчет о состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин) в 1858–1859 гг.».

По возвращении из Кашгара Валиханов был вызван в Петербург, где ему предложили принять участие в составлении карты Средней Азии. Во время пребывания в Петербурге он вел большую и разностороннюю работу: принимал участие в деятельности Русского географического общества, обрабатывал собранные им в экспедициях материалы по географии и этнографии Казахстана и Центральной Азии, пользуясь консультацией крупных востоковедов того времени (тюрколога Казембека, китаеведов Васильева и Березина), продолжал свое образование. Он посещал университет, изучал западноевропейские языки. Одновременно он подготовил к печати «Очерки Джунгарии», написал для энциклопедического словаря статью о хане Аблае – своем прадеде, политическом деятеле Средней казахской орды. К этому периоду относится его знакомство с сибиреведом Н. М. Ядринцевым, поэтом Майковым; Валиханов завязал также связи с редакцией «Современника», что способствовало развитию его демократических взглядов.

Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова, и без того сильно подорванном перенесенными лишениями, и он весной 1861 г. вынужден был уехать на родину. Здесь Валиханов решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть возможно более полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа (должность «султана» с 1822 г. была выборной); он хотел «сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз».

Демократические устремления Валиханова вызвали недовольство царских властей и реакционной части казахов. Это привело к тому, что, хотя на выборах султана он получил большинство голосов, генерал-губернатор отказался утвердить его в этой должности. Свою горечь и возмущение Валиханов выражал в письмах Достоевскому и Майкову, писал об этом в газеты, обращался к влиятельным лицам, но его сетования не дали никаких результатов.

Вернувшись в казахские степи, Валиханов испытал тяжелое разочарование, не находя общего языка с окружающими его людьми. «С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся», – писал он Майкову. К тому же его национальные чувства оскорблялись отношением царских чиновников к казахам.

Несмотря на подавленное состояние, Валиханов все же продолжает свои научные работы. Он собирает казахский фольклор, пишет статью «Следы шаманства у киргиз», где обнаруживает серьезное понимание этого явления. Зимой 1864 г. Валиханов был приглашен в Омск для помощи в подготовке судебной реформы. В связи с этим им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев.

В том же году Валиханов принял участие в походе генерала Черняева против хана Коканда, но пробыл в штабе очень недолго. Он уехал в аул султана абдановских казахов Тезека (на территории нынешней Талды-Курганской области), женился на его дочери и, прожив там около года, умер в 1865 г. от туберкулеза, всего 30 лет от роду.

Безвременная кончина талантливого ученого вызвала многочисленные отклики в научных кругах России. В некрологе, напечатанном в «Отчете Русского географического общества за 1865 год» (СПБ, 1866), дается высокая оценка деятельности Валиханова как отважного путешественника и исследователя, беззаветно служившего науке.

Валиханов успел обработать только незначительную часть собранных им материалов, однако и они представляют большую научную ценность. Он одним из первых ученых России проник в малоизученные районы Восточного Туркестана и собрал интереснейшие сведения по географии, истории, экономике, социальному строю, этнографии населения этих районов. Большой интерес представляют также его работы по истории, этнографии и фольклору казахов и киргизов. Основные законченные его работы, а также черновые наброски были изданы Русским географическим обществом в собрании его сочинений. Издание сопровождено двумя статьями его современников – Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева, содержащими большой материал о жизни и научной деятельности Валиханова.

Следует отметить, что хотя этнографические исследования были главной целью и заслугой Валиханова, однако во всех своих крупных работах он неизменно давал новый материал также и по географии. И в «Очерках Джунгарии», и в «Отчете о состоянии Алтышара...» автор сообщает новые данные об устройстве поверхности, говорит о климатических особенностях, характере растительности, торговых путях.

При оценке заслуг Валиханова в области географии необходимо также учесть его картографические работы и особую важность составления новых карт Средней и Центральной Азии.

Для Валиханова характерна глубокая любовь к своему народу; именно эта любовь и позволила ему правильно увидеть единственную возможность развития его родного народа в тесном общении с Россией, с передовой русской демократической культурой<…>

К настоящему времени охранилось значительное количество научных материалов Валиханова, многие из которых оставались неизвестны его биографам и издателям: дневники 1854–1859 гг. (общим объемом 500 стр.), исследования по истории казахов и других среднеазиатских народов, записи легенд, карты, планы, чертежи и многочисленные зарисовки. Большую ценность представляют генеалогические таблицы казахских родов, рукопись на уйгурском языке «Очерки истории Кашгарского края» и около 15 географических карт восточных областей Казахстана, Центральной Азии и др. Изучение и использование научного наследства Валиханова – важная задача современных ученых.

 

Список литературы

  1. Токарев С. А. Чокан Чингизович Валиханов / С. А. Токарев // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва : Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 186-193.