Колосовский Н. Н.

Николай Николаевич Колосовский

(1891-1954)

Н. Н. Колосовский был ученым с широким профилем: он сочетал в себе познания в географии и геологии, технологии, экономике и планировании, транспорте и диалектическом материализме с практической творческой работой в области проектирования крупнейших строек социализма. Он снискал себе заслуженную известность как исследователь Восточной Сибири и ученый в области экономической географии СССР, где ему принадлежит ряд оригинальных и весьма плодотворных научных идей.

К этим идеям Колосовский пришел в результате напряженной многолетней деятельности ученого и практика. Непосредственный участник работ по районированию страны, проведенных Госпланом, активный участник разработки Урало-Кузбасской проблемы, руководитель исследования проблемы Ангары, он остро ощущал требования практической жизни; чтобы удовлетворить эти требования, ученый обращался к различным отраслям научных знаний и, обогащая свою эрудицию, вместе с тем ставил перед практикой новые задачи и научно освещал пути их решения.

Колосовский обобщил прошлые достижения русской географической науки и богатый опыт советского хозяйственного строительства в разработанном им экономическом районировании, являющемся важной теоретической частью экономической географии.

Н. Н. Колосовский родился 19 сентября 1891 г. в г. Нижнем Новгороде и здесь же в 1909 г. окончил реальное училище. С большим теплом он вспоминал об этом периоде жизни, о друзьях своей юности, к числу которых относилась семья Свердловых.

В 1909 г. Колосовский – уже в Петербургском институте путей сообщения, который окончил в 1916 г. по широкой специальности, выполнив четыре дипломных проекта.

Студент, блестяще успевающий в технических науках, вместе с тем интересовался политической экономией, изучал Маркса.

С 1916 г. начинается знакомство Колосовского с Восточной Сибирью. Он был назначен производителем дорожных работ, участвовал в 1917 г. в организации Совета рабочих депутатов; еще до 1920 г., находясь в Иркутске, провел ряд исследований по проведению дорог и начинал строительство ныне действующей автодороги Заярская – Усть-Кут. После ликвидации колчаковщины в 1920 г. Колосовский был назначен начальником Восточно-Сибирского округа шоссейных дорог и вскоре был вызван в Москву в Горный совет ВСНХ для разработки транспортных связей с Ленским районом.

Развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока Колосовский считал одной из важнейших проблем социалистического строительства СССР. Он организовал ряд экспедиций по изучению Сибири и участвовал в них непосредственно, выступая с докладами на конференциях и съездах по восточным районам, выпустил ряд исследований и журнальных статей.

В Москве, в Горном совете, Колосовский включился в разработку Урало-Кузбасского проекта и со свойственной ему энергией защищал эту идею в борьбе с ее противниками.

В 1921 г. он участвовал в работах VIII Международного электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО.

В том же году Колосовский начал работать в Госплане по изучению производительных сил, экономическому районированию, перспективам развития транспорта, промышленности и энергетики восточных районов СССР. Он принимал деятельное участие в разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1925 г. группа ученых, в том числе Н. Н. Колосовский, выдвинула одобренную Госпланом идею Ангарстроя, а с 1931 г. Колосовский начал работать в Управлении по комплексному исследованию Ангары в качестве заместителя главного инженера-академика И. Г. Александрова.

Под руководством Колосовского был разработан вопрос о значении развития производительных сил Восточной Сибири и предложены экономически и технически обоснованные конкретные предприятия. После проекта Днепростроя это была первая работа, дающая целостный комплексный проект от гидроэнергетики до транспорта, сырьевых баз и промышленных производств на основе новейшей техники. Колосовский по праву является одним из инициаторов Ангарстроя, обоснованию и пропагандированию которого он посвятил 30 лет своей жизни. Одновременно с работой над Ангарстроем Колосовский руководил проектированием медно-химического комбината в Орском районе и размещением предприятий большого Красноярска.

В 1936 г. под руководством Колосовского и лично им был выполнен ряд работ в Совете по изучению производительных сил Академии наук СССР (СОПС), в частности по анализу итогов первой и второй пятилеток, по консультации Куйбышевского гидростроительства; им также было проведено несколько исследований по транспорту. В годы Великой Отечественной войны Колосовский в Академии наук СССР выполнил ряд правительственных поручений о нужных мероприятиях по железнодорожному транспорту Урала в военное время.

В 1951–1953 гг. Колосовский разрабатывал проблему единой транспортной сети СССР.

Одновременно с научной работой он вел научно-педагогическую работу.

В 1931 г. Н. Н. Колосовский начал читать лекции на географическом факультете Московского университета, с которым до последних дней его жизни была связана педагогическая, а также и научная деятельность. В созданном Колосовским курсе «Экономическое районирование СССР», который он вел почти четверть века, проводилась мысль о том, что производительные силы (при определенных производственных отношениях) образуют территориальные локализованные сочетания – экономические районы. Эти районы при социализме в плановом порядке развиваются в направлении все большей комплексности в отношении использования ресурсов. Каждый из районов специализируется на началах общесоюзного географического разделения труда, что ведет к повышению производительности общественного труда каждого района и всего СССР.

В своей работе «Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии» (1947) Колосовский развивает мысль о том, что идеи советской районной школы по вопросу о типологии экономических районов вносят в экономическую географию новый технологический момент. Он устанавливает, что основой географического районообразующего процесса является «производственно-территориальное сочетание, т. е. организованный в определенных технических формах общественный человеческий труд с энергетическим и машинным его вооружением, приложенный к определенному сочетанию природных ресурсов».

Комплекс – это основное звено всей цепи более сложного понятия экономического «района; сочетание ведущих планируемых отраслей народного хозяйства, взятых с учетом природной обстановки, этапа исторического развития района и трудовых и национально-культурных особенностей населения, «создает то особенное индивидуальное, неповторимое нигде в другом месте, что и является типичным для подлинно живого, непрерывно развивающегося экономического района».

Большой интерес представляет также последний предсмертный труд Колосовского «Научные проблемы географии», в котором он развивает идею о том, что существует единая географическая наука, причем две ее части – география экономическая и география физическая – тесно связаны друг с другом и взаимно друг друга обусловливают. Такой подход позволяет получить в географических работах целостную картину.

Исходя из развитых им идей районирования, Колосовский разработал сетку новых экономических районов СССР. Для этого им были исследованы перспективы производства и потребления почти 90 важнейших видов сырья и продукции и изучены монографии по ряду отдельных отраслей и по крупнейшим стройкам. В результате он определил географию и внутреннюю структуру перспективных производственно-территориальных комплексов, в которых сочетаются различные производства на базе рационального использования местных ресурсов и специализации в масштабе всей страны.

С учетом других районообразующих факторов Колосовский установил на территории Советского Союза 26 перспективных энергопроизводственных экономических районов: 1) Двино-Печорский, 2) Северо-Западный и Карело-Финская ССР, 3) Экономическая группа прибалтийских республик и Калининградская область, 4) Белорусская ССР, 5) Центрально-Промышленный, 6) Центрально-Черноземный, 7) Волго-Камский, 8) Средне-Волжский, 9) Западно-Украинский, 10) Центрально- Украинский, 11) Южная Горно-Промышленная Украина, 12) Молдавская ССР, 13) Волго-Донской, 14) Северо-Кавказский, 15) Экономическая группа закавказских республик, 16) Урал, 17) Западный Казахстан, 18) Центральный Казахстан, 19) Восточный Казахстан, 20) Южный Казахстан, 21) Экономическая группа среднеазиатских республик, 22) Западная Сибирь, 23) Средняя Сибирь, 24) Восточная Сибирь, 25) Якутская АССР, 20) Дально-Восточный.

Сетка экономических районов (по Н. Н. Колосовскому) представляет значительный интерес в настоящее время.

Кроме своей научной и педагогической работы, Колосовский, выполняя правительственные поручения, в 1925 г. был в Маньчжурии, в 1948 – в Северной Корее, по оказанию научной помощи корейскому правительству.

За 34 года своей деятельности Колосовский выпустил свыше 70 печатных работ. Ему принадлежат исследования по Ангарстрою (им выпущены 23 работы); Урало-Кузнецкому комбинату (им написаны 11 статей и книг; в работе «Будущее Урало-Кузнецкого комбината» (1932), в противовес противникам строительства Урало-Кузнецкого комбината доказана высокая экономическая его эффективность); транспорту (написаны и выполнены 14 работ; большой интерес представляют предложения по рационализации транспорта за время Великой Отечественной войны); развитию производительных сил Урала, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока (написаны и отредактированы 20 статей и сборников); общим вопросам экономического районирования и размещения производительных сил СССР (этим вопросам посвящены 25 статей и исследований, в том числе многотомные: «Технико-экономическая схема Блявинского медно-химического комбината» и «Анализ итогов размещения производительных сил за первую и вторую пятилетки»).

За свои заслуги Колосовский был награжден двумя орденами Советского Союза и медалями, неоднократно награждался почетными грамотами Академией наук СССР, Московским университетом и другими организациями.

В 1935 г. Колосовский был утвержден в ученой степени доктора географических наук и профессора.

Преданность родине, беззаветное служение науке и исключительная принципиальность в больших и малых вопросах – таков моральный облик Колосовского.

В декабре 1953 г. во время обсуждения его доклада по вопросам экономического районирования на заседании Московского филиала Географического общества СССР в новом здании Московского университета, его поразил инфаркт. Вернувшись осенью 1954 г. к работе с еще не вполне оправившимся здоровьем, Колосовский успел написать методологическию статью «Научные проблемы географии». 25 ноября 1954 г. Колосовский скончался в расцвете своей творческой деятельности.

 

Список литературы

  1. Белоусов В. В. Николай Николаевич Колосовский / В. В. Белоусов // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва : Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 322-326.