Шпиндлер И. Б.

Иосиф Бернардович Шпиндлер

Воспитанник Морской академии Иосиф Бернардовии Шпиндлер (1848–1919), специалист по океанологии и метеорологии, провел подробные исследования Черного и Каспийского моря и ряда внутренних озер. С 1888 г. он читал курс физической географии в Морской академии, в чем был преемником Л.И. Шренка. В начале XX в. он опубликовал несколько обобщающих работ по предмету своего исследования. К ним относятся «Лекции по физической географии» (1903, вып. I–II) и «Гидрология моря: (Океанография)» в двух частях (1914–1915), по которым можно представить, как шло развитие преподавания по указанным предметам, а также выяснить эволюцию теоретических основ физической географии, происшедших почти за 40 лет.

Продолжая развивать идеи Л.И. Шренка, И.Б. Шпиндлер уточнил понимание предмета физической географии, считая ее природоведческой наукой, тесно связанной с естествознанием. Физическая география, по И.Б. Шпиндлеру, наука о Земле и ее жизни, выражающейся в разных физических явлениях, причины которых частью связаны с космосом, а частью «заключаются в физических свойствах составных частей земли и взаимодействий их (причины теллургические). Описать эти явления, равно как и выяснить причины их, взаимную связь, физические свойства составных частей земли и в связи с ними распределение организмов, составляет предмет физического землеведения или физической географии» (Шпиндлер, 1903, с. 1). Деление физической географии на различные научные отрасли И.Б. Шпиндлер связывал с необходимостью объединить родственные явления в чрезвычайно сложном и разнообразном объекте исследования. Для этого, как отмечал он, «необходимо выделять и рассматривать порознь группы более или менее однородных явлений» (Там же). Таким образом, классификацию науки он связывал с родством или различием явлений и единством изучаемого объекта.

Физическая география, изучающая соответственно главные части Земли – твердую кору, водную поверхность и воздушную оболочку, подразделяется Шпиндлером на три главных отдела: «1) геологию – учение о твердой коре и ее внутренности; 2) гидрологию – учение о водах земли и 3) метеорологию – учение об явлениях в атмосфере» (Шпиндлер, 1903, с. 2). Каждый из этих отделов по мере своего развития подразделяется на другие, более или менее самостоятельные научные отрасли». Так, например, в гидрологии он выделил гидрологию моря и «континентальную гидрологию» (гидрологию суши, или учение о материковых водах). Как видно, И.Б. Шпиндлер, включал в физическую географию довольно обширный комплекс наук о Земле, относящихся к различных областям естествознания. Он выступал против понятия «океанография», отождествляемого с понятием «гидрология моря», широко распространенным в науке того времени, полагая, что «океанография» (описание океана) – более широкое понятие и в него следует включать, кроме гидрологии, также и метеорологию, биологию и геологию океана (моря). Исходя из этих теоретических выводов, он понимал под гидрологией моря лишь часть океанографии, подразделяя ее на: статику и динамику моря (свойства и общую циркуляцию вод океана). «Каждое из вышеуказанных данных, – отмечал ученый, – представляет гидрологический элемент, совокупностью которых в их взаимодействии в нормальном состоянии определяется гидрологический режим моря» (Шпиндлер, 1914, с. 2).

Автор совершенно логично начинал курс физической географии с исторической части, где история географических открытий связывалась с развитием знаний о Мировом океане и методах его исследования. Это заставляло мыслить исторически, понимать то, что все, чего достигла наука к настоящему времени, есть результат длительного и кропотливого изучения Земли, совершенствования методов и техники познания Мирового океана.

В следующем разделе монографии «Лекции по физической географии» излагались геологические явления и причины их вызывающие. И.Б. Шпиндлер критически рассмотрел все имевшие к тому времени экспериментальные исследования физиков, математиков, астрономов и других ученых над силами, изменяющими лик Земли. Он четко представлял себе картину образования современного рельефа и расчленения суши как «результат борьбы внутренних и внешних сил Земли» (Там же, с. 278). Отмечая нивелирование суши атмосферными и водными факторами (учение Дэвиса), он указывал на противодействующие эндогенные силы Земли, вызывающие поднятия и опускания известных участков суши. Он проанализировал каждое положение и известные гипотезы, высказанные учеными о геологической деятельности внешних и внутренних сил Земли. Особенно подробно и ярко изложены им главы о деятельности вод и ледников.

Ученым придавалось большое значение четвертичному оледенению, причинам его образования и геологической деятельности. Он критически рассмотрел имевшиеся к тому времени гипотезы о причинах четвертичного оледенения Земли, его значение для определения закономерностей в распространении растений и животного мира, изменение климатических условий, развитие земной поверхности. Из двух категорий гипотез о происхождении ледниковой эпохи: первой, утверждающей изменения на земной поверхности от изменений физико-географических условий самой Земли (распределение материков, воздушных и морских течений, повышение материков, колебания в количестве углекислоты и т.п.), и второй – от космических перемен (излучения Солнца, изменения в движении эклиптики и др.), И.Б. Шниндлер принимает первую. Он писал: «Главную причину ледниковой эпохи следует, вернее, искать в физико-географических условиях земного шара, особенно в изменениях состава земной атмосферы, хотя в этом отношении мы еще далеки от решения подобных вопросов» (Шпиндлер, 1903, с. 276). Свою точку зрения он определил, не просто присоединившись к чьему-то мнению, но после глубокого размышления и анализа обеих по существу противоположных точек зрения. В этой связи весьма интересно его заключение о том, что проблемы изучения льдов – это задача физико-географическая, а их изучение – дело специалистов физикогеографов. Что касается ледниковой эпохи, то ее изучение должно входить в эту же науку, а «исследование причин ледниковой эпохи являлось всегда и является и теперь одною из важнейших задач для физикогеографов» (Там же, с. 271).

Вторая часть монографии «Лекции по физической географии» (вып. II) посвящена гидрологии моря. И.Б. Шпиндлер приближал изложение этого курса к физико-географическим проблемам, считая гидрологию моря важной частью физической географии. Он включал в ее содержание такие проблемы, как горизонтальное расчленение земной поверхности, учение об уровне моря, рельефа дна океанов и морей, о физике и химии моря, полярных льдах и др.

И.Б. Шпиндлер отмечал асимметрию суши и океана в северном и южном полушариях, писал о географических гомологиях. По подсчетам Вагнера, как указывал он, наибольшая масса суши в северном полушарии к 40–70 широтам. Причины заостренности материков к югу вызвали большой интерес ученых. По этому поводу был высказан ряд предположений (Форстера, Палласа, Гумбольдта, Адемара, Грина и др.). Однако мнения многих из них, как отмечал И.Б. Шпиндлер, не выдерживают критики, и «вопрос о закономерности в распределении материков, исходя из внешних гомологий, едва ли может получить удовлетворительное решение» (Шпиндлер, 1915, с. 289).

Весьма пространно изложен материал об островах, их классификации и происхождении. Автор принимал теорию происхождения атоллов Ч. Дарвина, упоминая предшественников его – русских путешественников О.Е. Коцебу, А.Л. Шамиссо, спутника Коцебу. Возражения Меррея, Штудера и др. против теории образования коралловых островов Ч. Дарвина И.Б. Шпиндлер не признавал, считая их неудовлетворительными.

Рассматривая изрезанность береговой линии материков, И.Б. Шпиндлер скептически писал о теоретиках, которые связывали развитие торговли и цивилизации с этим явлением. Он совершенно правильно отмечал, что не только одно развитие берегов «составляет причину такого различия между Африкой и Европой, тут есть еще много других физико-географических условий» (Там же, с. 308). В работе приводится классификация берегов по Ф. Рихтгофену, наиболее глубоко и полно изучившего этот вопрос. И.Б. Шпиндлер исторически рассматривал классификацию морей и океанов, разбирал происхождение топонима «океан» и разделение Мирового океана на составные части по мере изучения Земли.

Явления в океане особенно интенсивно стали изучаться на основе новейших достижений техники со времени исследований на корабле ’’Челленджер” (1872–1876). Они приобретают всеобщий интерес. Данные о всестороннем изучении всех явлений в Мировом океане и во внутренних морях приводятся И.Б. Шпиндлером из многочисленных первоисточников. Значительный вклад в изучение Мирового океана сделали русские ученые: исследования над уровнем вод океана – Салтыков, Майдель, Колоссовский, над глубинами – Э.Х. Шнейдер. С проблемой изучения уровня океана связывалась проблема отрицательного и положительного движения береговой линии (Л. Бух, Ч. Лайель, Ч. Дарвин и др.).

В 80–90-е годы ярко проявился интерес к изучению и вычислению относительных и средних высот суши и глубин моря (Лаппаран, 1883; Меррей, 1888; Пенк и Зупан, 1889; Тилло, 1889; Гейдрих, 1891; Пенк, 1893; Вагнер, 1895). Все их результаты и критическая оценка находят отражение в работе И.Б. Шпиндлера. Он приводит географическую кривую земной коры и отмечает ее закономерности.

В изучении физических и химических свойств океана и внутренних морей отводится значительное место заслугам русских ученых и их изобретательности (Паррот, Ленц, Клоссовский, Книпович, Воейков, Берг, Андрусов). Особенно важным были исследования Э.Х. Ленца о кругообращении океанических вод. Эту теорию, которая стала господствующей в океанологии конца XIX в., развивали позже Томпсон и Мон (Моон). Приводятся последние результаты исследований по установлению закономерных связей между химическим составом вод океана и его жизнью (Андрусов, Лебединцев).

И.Б. Шпиндлер пропагандирует весьма интересные по тому времени исследования свойств полярных льдов А.Н. Крылова и С.О. Макарова, которые не только устанавливали характеристики и классификацию этих льдов, но и обосновали расчетами практическое преодоление сопротивления этих льдов с помощью ледоколов. Их замыслы и идеи претворяются в жизнь в настоящее время.

И.Б. Шпиндлер намеревался завершить свой труд «Лекции по физической географии» полностью в последующих выпусках. В них он собирался изложить учение о течениях и циркуляции морских вод, тесно связанное с именем С.О. Макарова, внесшего исключительный вклад в этот отдел океанографии своими исследованиями в Тихом океане (1886–1889 и 1894–1896 гг.). В последующих выпусках он предполагал также изложить учение о явлениях в атмосфере. Однако это ему удалось сделать лишь частично (Шпиндлер, 1914).

И.Б. Шпиндлер развивал теорию физико-географической науки и близкой ему области – гидрологии моря. Он разделял последнюю на теоретическую и практическую (Шпиндлер, 1914, 1915). В теоретической части И.Б. Шпиндлер выделял два раздела: статику моря и динамику моря. Эти явления в океане он рассматривал в комплексе в новой книге «Гидрология моря (Океанография)», (1914). Изложение всего курса гидрологии моря включало в себя также разделы о волнах и течениях Мирового океана, чего недоставало в труде «Лекции по физической географии». Отмечая, что предметом гидрологии моря, или океанографии, являются исключительно морские воды, И.Б. Шпиндлер возражал против идентичности терминов «гидрология моря» и «океанография». «Последнее название вошло во всеобщее употребление, – писал он, – но, как показывает само слово (описание океана), правильнее было бы этим названием определять более обширный цикл знаний, включающий метеорологию, биологию и геологию моря» (Шпиндлер, 1914, с. I).

В разделах по динамике моря И.Б. Шпиндлер уделял главное внимание волновым движениям и течениям в океане. Он тщательно рассматривал развитие представлений о каждом явлении, прослеживал развитие теоретических знаний о них до современного ему времени. Так, например, при изучении причин о происхождении течений он приводит мнение В. Франклина (1775) о том, что главной причиной течений является ветер. «Многие физикогеографы, – писал Шпиндлер, – не отрицая влияние ветров на течения, полагали, что это влияние ограничивается лишь тонким слоем поверхности моря... и пытались свести главные причины их к другим факторам» (Там же, с. 245). И лишь только через 100 лет, с 1876 г., после теоретического ее обоснования Цепприцем (Цёприцем по Броунову) «ветровая теория течений стала признаваться большинством географов» (Шпиндлер, 1914, с. 244). Возражения Ф. Фореля против теории Цепприца, И.Б. Шпиндлер считал необоснованными (Шпиндлер, 1914, с. 246 и др.) и принимал эту теорию, развитую позже Ф. Нансеном, который учитывал также отклоняющее действие на течения вращения Земли.

Особо следует подчеркнуть то, что теоретическая часть работ И.Б. Шпиндлера широко опирается на историко-географические исследования. Современное состояние гидрологии моря он рассматривал исторически, как развивающуюся науку и показывал изменение ее с течением времени. Историческому анализу развития физико-географических представлений о Мировом океане и Земле в целом он посвящал отдельные разделы (Шпиндлер, 1903, с. 1–66; 1914, с. 1 –14).

Подводя итоги теоретического вклада И.Б. Шпиндлера в физическую географию, следует отметить, что его взгляды на физическую географию как науку не отличались от общего установившегося представления о физической географии как природоведческой науке. Она рассматривалась им как комплекс взаимосвязанных между собой естественных наук, изучающих природные явления земного шара в его твердой, жидкой и воздушных оболочках.

Таким образом у И.Б. Шпиндлера преобладает дифференцирующее направление в науке, помогающее более глубоко изучать отдельные явления и процессы отдельных оболочек Земли. При этом, как специалист океанограф, он отдавал предпочтение учению о водах Земли – гидрологии моря.

 

Список литературы

  1. Есаков В. А. теоретические проблемы физической географии в России (XIX – начало ХХ вв.). – Москва : Наука, 1987 – 208 с.