Коцебу О. Е.

Коцебу Отто Евстафьевич

(1788-1846)

В ряду замечательных русских мореплавателей первой половины XIX в. весьма видное место занимает Отто Евстафьевич Коцебу. За свою жизнь он совершил три кругосветных плавания, в каждом из которых были сделаны замечательные открытия; им выполнены также замечательные океанографические работы.

Отто Евстафьевич Коцебу родился 30 декабря 1788 г. в Ревеле (Таллинне), в семье весьма популярного в те времена писателя Коцебу. Еще будучи кадетом, он был зачислен волонтером на военный шлюп «Надежда», отправлявшийся под командой И. Ф. Крузенштерна летом 1803 г. в первое русское кругосветное путешествие.

За три года, проведенных в этом плавании, О. Е. Коцебу стал настоящим моряком и по возвращении из похода был произведен в мичманы. На «Надежде» он получил воспитание в духе лучших традиций русского флота. На этом корабле он научился уважать матросов, относиться к ним внимательно и заботливо, научился гуманному отношению к туземному населению посещавшихся им земель. На «Надежде» же в нем пробудился глубокий интерес к научным исследованиям.

Уже в 1808 г. – всего двадцати лет – О. Е. Коцебу получил в командование первый корабль, а спустя шесть лет, уже в чине лейтенанта, он был назначен командиром специально строившегося корабля который должен был отправиться в кругосветное путешествие с научными целями. Этим кораблем был бриг «Рюрик», на котором О. Е. Коцебу совершил в течение 1815-1818 гг. свое первое самостоятельное кругосветное плавание, принесшее и судну и командиру широкую известность. Молодого лейтенанта рекомендовал в это плавание И. Ф. Крузенштерн, и он был вполне удовлетворен экспедицией своего молодого ученика. За успешное плавание командир «Рюрика» был награжден орденом и получил чин капитан-лейтенанта.

Через несколько лет ему было поручено командование кораблем «Предприятие», отправлявшимся в кругосветное плавание, которое продолжалось в течение 1823-1826 гг.

Об этих плаваниях О. Е. Коцебу написал книги: «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах» ч. I и II, изданные в 1821 г. (кроме того, в 1823 г. была издана ч. III, содержащая журналы наблюдений и статьи естествоиспытателей), «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие», изданную в 1828 г. Тогда же эти книги были переведены на немецкий, английский, голландский и шведский языки.

После этих замечательных плаваний О. Е. Коцебу недолго служил во флоте, командуя кораблем «Император Петр I» и затем флотским экипажем в Кронштадте. В конце 1828 г. он взял длительный отпуск для поправления здоровья, сильно расстроенного в плаваниях. В 1830 г. в чине капитана 1-го ранга он был уволен в отставку по болезни.

15 февраля 1846 г. Отто Евстафьевич Коцебу умер.

Этим почти исчерпываются весьма скудные биографические сведения о О. Е. Коцебу. Остаются только его книги, которые ярко обрисовывают фигуру их автора как одного из лучших представителей русского флота.

Как уже было сказано, в 1814 г. О. Е. Коцебу был назначен командиром брига «Рюрик», который предназначался для кругосветного плавания с научными целями; в этом состояла главная особенность путешествия. Совершенные ранее – да и почти все позднейшие – кругосветные плавания были связаны с транспортными задачами и организовывались для снабжения и охраны колоний. «Рюрик» же снаряжался на частные средства графа Н. П. Румянцева, известного мецената. Программа исследований была составлена Крузенштерном и Горнером, и главной целью было: «следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки, искать соединений Великого океана с Атлантическим». Кроме того, нужно было обследовать приэкваториальные и тропические пространства западной части Тихого океана, в то время еще очень плохо известные.

В программу исследований входили главным образом гидрографические работы: морская опись берегов, определение астрономических пунктов, рекогносцировочный промер глубин, сбор материалов для лоций и т. д. Важное место занимали также определения элементов земного магнетизма и некоторые гидрологические наблюдения.

Все эти работы велись самим О. Е. Коцебу и его помощником лейтенантом Шишмаревым, – на «Рюрике» было всего два офицера (третий, Захарьин, по болезни сошел с корабля сразу по приходе в Петропавловск-Камчатский). Известную помощь оказывали им «штурманские ученики», которых было трое. Кроме того, на борту судна было трое ученых-естествоиспытателей и художник. Эта группа занималась наблюдением и сбором материалов по этнографии, зоологии, ботанике и геологии.

Экипаж «Рюрика» состоял из 34 человек, причем основной состав был подобран самим О. Е. Коцебу.

Корабль строился в Або (ныне Турку) под личным наблюдением О. Е. Коцебу и его офицеров. Командир принял меры для того, чтобы сделать корабль возможно более удобным «как для офицеров, так и для матросов, ибо я не жалел для этого места, будучи уверен, что от этого зависит сохранение здоровья всего экипажа». И действительно, все отмечали отличное внутреннее устройство корабля, чему Коцебу очень радовался, ибо все было сделано по его указаниям.

«Рюрик» был двухмачтовый бриг, имевший восемь небольших пушек и бравший всего 180 тонн груза. Такие небольшие размеры создавали существенные трудности в плавании, как, например, обеспечение провизией и запасными материалами на долгий срок. Но в то же время малые размеры делали судно более маневренным, позволяли подходить близко к берегам и уменьшали риск посадки на мель в мелководных районах.

11 мая 1815 г. новый корабль был спущен на воду и в торжественной обстановке на нем был поднят русский военно-морской флаг.

По окончании всех сборов 30 июля 1815 г. «Рюрик» покинул Кронштадтский рейд. После заходов в Копенгаген и Плимут «Рюрик» вышел в Атлантический океан, направляясь к проливу Дрейка. По пути он заходил на Канарские острова и остров Екатерины (у берегов Бразилии южнее Рио-де-Жанейро) для пополнения запасов продовольствия и отдыха команды. Через полгода после выхода из Кронштадта. 28 декабря 1815 г. «Рюрик» взял курс на мыс Горн; 23 января следующего года прошел меридиан этого мыса и 13 февраля отдал якорь в заливе Консепсьон в Чили. Здесь корабль простоял около месяца, подготовляясь к новому трудному переходу через Тихий океан, и только 8 марта О. Е. Коцебу покинул Чили.

Отсюда он направился сначала к острову Пасхи, а затем – к Камчатке. На этом пути ему удалось открыть целую цепь новых островов – цепь Радак в Маршалловом архипелаге, уточнить положение известных ранее островов и снять с карты острова, ошибочно нанесенные прежними исследователями. О. Е. Коцебу, торопясь на север, знакомился с вновь открываемыми островами вскользь, откладывая более подробные исследования на следующую зиму.

19 июня 1816 г. «Рюрик» отдал якорь в Петропавловском порту и тотчас же начались приготовления к самому ответственному этапу плавания: к походу в Ледовитый океан. В середине июля «Рюрик» вышел из Авачинской губы и направился на север. Обойдя о. Лаврентия с запада, корабль двинулся к мысу Принца Уэльского, обогнул его и пошел вдоль берега на восток. Здесь О. Е. Коцебу начал поиски пути в Атлантический океан. Берег уходил на северо-восток, а затем на юго-восток, и Коцебу уже начал думать, что ему удалось обнаружить проход, но оказалось, что он нашел только залив, глубоко вдающийся в сушу. Кук и Клерк, плававшие здесь лет на сорок раньше, не видели этого залива, получившего имя Коцебу. Подробно обследовав берега 14 августа О. Е. Коцебу направился к выходу из Ледовитого океана рассчитывая продолжить поиски в следующем году. Обратный путь он использовал для работ в Беринговом море и обследования залива Лаврентия на Чукотке и юго-восточного края о. Лаврентия. Затем он пошел на юго-восток и 7 сентября встал на якорь в гавани Иллюлюк на Уналашке. Задержавшись здесь на неделю, корабль затем направился в Калифорнию для ремонта, отдыха и пополнения провизией перед походом в тропики для продолжения работ, начатых по пути на Камчатку.

В Сан-Франциско «Рюрик» простоял месяц, а затем направился к Гавайским островам, где задержался еще на три недели, и только после этого направился к Маршаллову архипелагу. По пути 1 января 1817 г. был открыт остров Нового года. Затем был сделан еще ряд открытий и проведено подробное обследование островов цепи Радак. Эта весьма обстоятельная работа заняла два с половиной месяца; только в середине марта «Рюрик» покинул коралловые острова и направился снова в Уналашку, чтобы продолжить исследования на севере. На этом пути «Рюрик» попал в шторм исключительной силы, во время которого О. Е. Коцебу был сбит с ног и ударился грудью об острый угол так сильно, что потерял сознание. С этих пор О. Е. Коцебу все время недомогал и поэтому не сумел закончить экспедицию так, как хотел.

«Рюрик» пришел в Уналашку в апреле 1817 г., а 29 июня он пошел дальше на север. После посещения о. Павла корабль отдал якорь у о. Лаврентия 10 июля. После краткой стоянки Коцебу снялся с якоря и пошел к северу, но очень скоро встретил лед. Командир «Рюрика» чувствовал себя совершенно больным, началось кровохаркание, и врач настаивал на прекращении плавания. Хотя О. Е. Коцебу очень хотел продолжать путь на север, но благоразумие взяло верх, и он повернул обратно.

Обратный путь в Россию по инструкции должен был лежать через Торресов пролив, но О. Е. Коцебу этого требования выполнить не мог – не позволило ни состояние корабля, ни его собственное здоровье. Поэтому он решил идти через Манилу. По пути «Рюрик» снова заходил на Гавайи, где пробыл с 26 сентября по 14 октября, а в конце октября он снова был среди коралловых островов цепи Радак, производя дальнейшие исследования. Затем корабль направился на о. Гуам, а 28 октября вышел отсюда, чтобы идти в Манилу, где он и оказался после почти трехнедельного перехода.

Дальнейший путь лежал через Зондский пролив и Кэптаун, затем – мимо о. Святой Елены, Вознесения и Азорских островов к Портсмуту, а отсюда с коротким заходом в Копенгаген – в Петербург, где «Рюрик» встал на якорь на Неве против дома графа Румянцева 3 августа 1818 г.

Через пять лет после этого О. Е. Коцебу был назначен командиром шлюпа «Предприятие». Этот новый корабль, специально построенный на Охтенской верфи, предназначался для перевозки грузов в русскую Америку. Это было судно небольшое, но все же значительно крупнее «Рюрика»: шлюп «Предприятие» брал 750 тонн груза, был вооружен двадцатью четырьмя пушками и имел 118 человек экипажа. Кроме перевозки груза, на корабле должны были вестись научные исследования. За организацию их взялся И. Ф. Крузенштерн. Он составил общий план исследований и написал подробную инструкцию командиру судна, подобрал научный персонал и обеспечил корабль оборудованием.

Научная группа состояла из трех человек – студентов Дерптского университета, в числе которых был Э. X. Ленц – будущий знаменитый ученый-физик. Студенты были выбраны И. Ф. Крузенштерном по рекомендации их профессоров. Особенно удачным оказалось назначение Э. X. Ленца: именно его участие определило огромную роль плавания шлюпа «Предприятие» в развитии новой науки – океанографии, хотя Ленцу в год выхода экспедиции исполнилось всего 19 лет.

Военный шлюп «Предприятие» под командой капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу вышел из Кронштадта 9 августа 1823 г., направляясь в русскую Америку западным путем. 14 ноября шлюп был в Рио-де-Жанейро, а 10 декабря он вышел из Бразилии, чтобы успеть обойти мыс Горн при более благоприятной погоде. Это удалось: в конце декабря корабль находился вблизи мыса Горн, а 13 января 1824 г. Огненная Земля уже была пройдена. Как и в предыдущем плавании, О. Е. Коцебу направился к заливу Консепсьон, где моряки запаслись свежей провизией, отдохнули перед переходом через Тихий океан, провели поверку хронометров, и 15 февраля «Предприятие» отправилось в дальнейший путь, держа курс к островам Туамоту.

Как и всегда, О. Е. Коцебу проложил путь по не посещенным некем районам, и ему удалось здесь сделать открытие: 14 марта был обнаружен новый остров, который Коцебу назвал островом «Предприятие», «имея причины полагать, что до сего времени он не усмотрен ни одним мореплавателем».

Описав новооткрытый остров и определив его координаты. О. Е. Коцебу направился дальше. Пройдя мимо островов, открытых им самим (Румянцева, Спиридова, цепи «Рюрика» и др.) и Беллинсгаузеном (Аракчеева, Грейга и др.), и проверив их координаты, шлюп «Предприятие» 24 марта встал на якорь в Матавайском заливе на острове Таити (по Коцебу – Отагейти). Во время стоянки здесь О. Е. Коцебу занимался описанием островов и между прочим обнаружил новую, до тех пор совершенно неизвестную, чрезвычайно удобную гавань; в ней впоследствии расположилась столица острова Таити (и всей французской Океании, а в наши дни Французской Полинезии) – Папеэте.

С Таити О. Е. Коцебу направился к островам Самоа. Здесь ему удалось открыть новую группу островов, которую он назвал островами Беллинсгаузена. Затем он занялся описанием и уточнением положения уже известных островов, причем ему удалось исправить ряд ошибок прежних мореплавателей, а затем он направился к Камчатке, опять прокладывая курс через еще неизвестные места и через группу Радак. 11 мая 1824 г. шлюп встал на якорь у о. Отдия, где старые знакомые встретили О. Е. Коцебу с большой радостью: его помнили здесь еще с первого посещения «Рюрика» в 1817 г.

Через неделю шлюп отправился дальше, и 20 июня «Предприятие» было в Петропавловске. Здесь был сдан груз, после чего 1 августа путешественники направились в Ново-Архангельск (Ситку). Так как оказалось, что колонии русской Америки не нуждаются в «Предприятии» до марта следующего года, то О. Е. Коцебу отправился в Сан-Франциско за провизией и для отдыха. Простояв в этом порту довольно долго – О. Е Коцебу отсюда вышел только 7 декабря, – «Предприятие» легло на курс к Гавайским островам; имея еще много времени впереди. О. Е. Коцебу решил использовать его для научных работ и для практики своих молодых офицеров. После трехнедельного перехода шлюп вошел в гавань Гонолулу. Стоянка здесь была использована и для ремонта судна, после окончания которого шлюп отправился в Ново-Архангельск в середине февраля 1825 г. Здесь зимнее время обычно чрезвычайно трудно для плавания, однако «Предприятию» повезло и, встретив только одни короткий шторм, корабль встал на рейде крепости уже 8 марта.

Выполнив все поручения. О. Е. Коцебу 23 августа направил свой шлюп в обратный путь, имея в виду пройти мимо Гавайских и Филиппинских островов. Инструкция рекомендовала использовать для научных работ четвертый год плавания, но практически это было неосуществимо, так как корабль требовал ремонта.

На пути между Гавайскими и Марианскими островами были открыты еще некоторые острова, в частности атолл Бикини (его О. Е. Коцебу назвал именем Эшшольца – одного из участников экспедиции на «Рюрике»). Затем после короткого захода на Гуам корабль отправился а Манилу, куда прибыл 8 ноября.

После двухмесячной стоянки в Маниле шлюп вышел в дальнейший путь, держа курс на Зондский пролив, а затем на мыс Игольный, который был обойден 27 марта. Миновав Кэптаун, Коцебу зашел на о. Святой Екатерины, затем – в Портсмут и Копенгаген. 22 июля 1826 г. шлюп «Предприятие» вернулся в Кронштадт. Так закончилось трехлетнее плавание этого корабля.

Плавания О. Е. Коцебу на «Рюрике» и на «Предприятии» были чрезвычайно плодотворны, и очень трудно в немногих словах подвести их итоги. Прежде всего было открыто множество новых островов: считают, что общее число их 399, и среди них такая крупная группа островов, как цепь Радак. Конечно, большая часть открытых островов – мелкие необитаемые атоллы, но такие открытия нельзя не считать важными, так как безопасно плавать можно только при хорошей и точной карте, на которой показаны  все островки, мели, проходы и т. д. Сам О. Е. Коцебу по этому поводу замечает: «Подобные открытия сами по себе маловажны, но верные описания и точные определения положения их необходимы для мореплавателей».

Правильное нанесение новые островов на карту, так же как исправление неверного положения или полное «уничтожение» островов, нанесенных без достаточных оснований, составляет очень существенную долю заслуг этих кораблей. Правда, некоторые из иностранных географов не поверили О. Е. Коцебу и обвинили его в том, что он дал неверные определения  и присвоил себе чужие открытии. На эти несправедливые упреки дал резкую отповедь Крузенштерн в статье, напечатанной в книге Коцебу о плавании «Рюрика» Крузенштерн последовательно и убедительно, при помощи весьма веских аргументов – сравнением различных карт с картой Коцебу и анализом условий плавания – доказал, что это были настоящие открытия и что приоритет их безусловно принадлежит «Рюрику».

Кроме новых открытий и карт новых районов, в этих путешествиях по многим из уже известных районов сделаны весьма полезные описания подходов к бухтам, якорных стоянок и других важных для мореплавателей сведений.

Огромный материал был собран по этнографии. И ученые-естествоиспытатели, специально принявшие участие в плавании, и сам командир уделяли много внимания изучению языка и обычаев населения посещаемых стран. Делались зарисовки, записи, собиралась домашняя утварь, украшения, оружие, орудия труда и прочие предметы. Обилие такого материала объяснялось тем, что в подавляющем большинстве случаев местное население встречало русских моряков весьма радушно, особенно на новооткрытых островах или там, где прежде побывали только русские. О. Е. Коцебу отмечает страшное влияние «европейской цивилизации», которая безжалостно «внедрялась» в колониальных владениях жестокими хищниками-колонизаторами из Европы и Америки. О. Е. Коцебу приводит много примеров такого «внедрения культуры». В одном месте он описывает страшную картину существования индейцев, приведенных в христианскую веру, в другом он говорит о гнете миссионеров, под которым находятся местные жители на Таити; сообщая о том, что со времени Кука население Таити уменьшилось с 80 тысяч до 8 тысяч человек, он заключает: «Отчего произошла эта ужасная разность? Где на островах Южного моря поселился европеец, там опустошительная смерть, сопутствуя ему, истребляет целые племена, ибо эти переселенцы редко бывают достойны своего отечества».

О. Е. Коцебу держал себя с островитянами совершенно по-иному. Он смотрел на них не как на «дикарей», а как на детей – простых и наивных, имеющих весьма смутные представления о том, что называли «европейской культурой». Он не допускал жестокости, а тем более убийств, а наоборот, всегда дружелюбно обращался с местными жителями, где бы это ни было: на тропических островах вроде о. Отдия или у полярного круга на Чукотке, – всегда был с ними честен, не допускал грабежей или обмана; даже когда путешественники находили различные «беспризорные» вещи и брали их, они оставляли в обмен свои.

О. Е. Коцебу высоко оценивал культуру островитян, которая выражается даже в таких мелочах, как соблюдение гигиены. А их мастерство как мореплавателей и пловцов он ставил исключительно высоко. Ему удалось выяснить, что на своих маленьких лодках-пирогах островитяне совершают переходы на сотни миль. Быстро усвоив язык жителей Радака, он узнал расположение групп основной цепи, и после ухода с открытой им группы Румянцева он плавал уже в определенных направлениях: один из жителей изобразил ему из камней на песке несколько групп островов и показал не только их относительное расположение, но и расстояния между ними. Он узнал также, что у островитян имеются своеобразные лоции и правила для мореплавания, которые существуют в виде песен и так передаются от поколения к поколению.

Большие результаты были получены и по океанографии. Еще на «Рюрике» О. Е. Коцебу широко поставил гидрометеорологические наблюдения причем велись наблюдения не только на поверхности, но и на глубинах (получено 116 отдельных наблюдений). Определялся также удельный вес и прозрачность воды, причем для последней цели впервые был применен белый диск; этот метод определения прозрачности продолжает существовать и до сих пор, только прибор этот – белый диск – почему-то называется «диском Секки», хотя он был применен впервые Коцебу. Большое внимание уделялось определению океанских течений и колебаний уровня. Замечания об этом у О. Е. Коцебу чрезвычайно многочисленны в обеих книгах, но особенно значительные океанографические работы производились на шлюпе «Предприятие», где, как уже упоминалось, плавал Э. X. Ленц. Под руководством Е. И. Паррота Э. X. Ленц сконструировал два важнейших прибора, без которых невозможно было развитие океанографии: батометр для взятия проб воды с различных глубин и глубомер (вьюшку) для измерения глубины и спуска за борт приборов. Именно эти приборы позволили собрать первоклассный материал. Недаром С. О. Макаров с особенной похвалой отзывался о наблюдениях «Рюрика» и исключительно высоко ставил (даже выше собственных и выше «Челленджера») наблюдения на «Предприятии».

К сожалению, приборы Паррота-Ленца были довольно скоро забыты, а за границей спустя несколько десятилетий появились приборы либо аналогичные («вьюшка Томсона»), либо очень похожие (батометр Петтерсона-Нансена).

В результате исследований, проведенных на «Предприятии», были не только обнаружены новые океанографические факты, но и дано им нужное объяснение. Так, Э. X. Ленц обратил внимание на существование максимумов солености в тропических зонах океанов и правильно объяснил их усиленным испарением в этих зонах; он подметил, что соленость Атлантического океана сравнительно с соленостью других несколько повышена, он указал на однородность солевого состава океанской воды, несмотря на различие в солености морской воды; он исследовал характер изменения солености и температуры с глубиной (до глубин около 2000 м); он сопоставил температуры воды и воздуха в разных широтах, изучал годовой ход температуры воды, сжимаемость воды, даже соленость воздуха над морем. Весьма интересно и теоретическое исследование Э. X. Ленца о форме троса с лотом в воде. Словом, океанографические работы велись Ленцем в широком масштабе и, главное, с исключительной точностью, свойственной ему как первоклассному физику; поэтому-то его данные во многом до сих пор не потеряли своего значения.

Кроме океанографических работ Э. X. Ленц вел еще гравиметрические («маятниковые») измерения, также давшие прекрасные результаты.

Даже беглый перечень работ, проводившихся в экспедициях О. Е Коцебу, показывает, какое крупное место занимает он в истории отечественной и мировой океанографии. Он является одним из основоположников этой науки и предшественником знаменитого С. О. Макарова.

Можно было бы рассказать еще о многом, что сделано О. Е. Коцебу, например об открытии ископаемого льда (в заливе Коцебу), о гипотезе по поводу происхождения Берингова пролива, о гипотезах о происхождении коралловых островов и многое еще. Но и без этого уже видна удивительно плодотворная работа экспедиций под его начальством.

О. Е. Коцебу был замечательным моряком – смелым, находчивым и знающим. Это видно из множества эпизодов, описанных им самим. Оба плавания изобиловали большими штормами, и корабли часто теряли рангоут и даже людей. Это началось еще с выхода «Рюрика» из Плимута, когда внезапный ночной шторм едва не выбросил судно на камни; с переломленным гиком на рассвете ему едва-едва удалось войти обратно на рейд. Затем – плавание в совершенно неизвестных водах среди низменных коралловых островов и рифов, поднимающихся почти к самой поверхности воды или едва выступающих над ней. Здесь только исключительная внимательность и умение командира не раз выручали из почти неминуемой беды. Но не только умение командира решало в таких случаях дело – играла громадную роль выучка команды. О. Е. Коцебу неоднократно с похвалой отзывается о своих матросах. Так, в связи с описанием похода на байдаре в заливе Коцебу, когда ветром ее едва не унесло, он говорит: «Нашим спасением мы обязаны только мужеству матросов, и я с большим удовольствием свидетельствую здесь, что в продолжение всего путешествия я был совершенно доволен поведением всего экипажа. Неустрашимость, мужество и твердость духа матросов всегда меня радовали. Поведение их везде было примерным; как в местах известных, так и в новых странах видно было их тщательное старание предотвратить всякое дурное о себе мнение. Таким образом и самое затруднительное предприятие, совершаемое с русскими матросами, обращается в удовольствие».

Но самое главное, что позволило О. Е. Коцебу совершить такие замечательные плавания,– это его бескорыстная преданность науке и своей родине. Это можно видеть хотя бы по эпизоду с открытием залива Коцебу. Командир «Рюрика» пишет: «Этот зунд должен со временем доставить значительные выгоды для торговли пушными товарами, которыми изобилует эта страна. Мы сами могли бы возвратиться с богатым грузом, если бы торг входил в число наших занятий». В другом месте он говорит, что у него «все внимание обращено на новые открытия».

Перед решением прекратить поиски северо-западного прохода он говорит о своих чувствах: «Долго я боролся с самим собой: неоднократно решался, презирая опасность смерти, докончить свое предприятие, но, когда мне приходило на мысль, что, может быть, с моей жизнью сопряжено сбережение «Рюрика» и сохранение жизни моих спутников, тогда я чувствовал, что должен победить честолюбие. В этой ужасной борьбе меня поддерживала твердая уверенность, что я честно исполнил свою обязанность. Я письменно объявил экипажу, что болезнь принуждает меня возвратиться в Уналашку. Минута, в которую я подписал эту бумагу, была одной из горестнейших в моей жизни, ибо этим я отказался от своего самого пламенного желания». О. Е. Коцебу, когда писал это, еще не подозревал, что болезнь окажется затяжной и позволит ему совершить только одно плавание – правда, замечательное, но последнее. Из-за этой прекрасный моряк прекратил свою работу на флоте за 16 лет до своей кончины. Сколько еще он мог бы сделать со своим опытом, знаниями! Но и то, что он успел совершить, навсегда обеспечило ему почетное место в истории науки.

 

Список литературы

  1. Добровольский А. Д. Отто Евстафьевич Коцебу / А. Д. Добровольский // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 439-449.