Исидор

Странствование митрополита Исидора во Флоренцию

Первым русским путешествием в Западную Европу было странствование митрополита Исидора во Флоренцию в 1438–1440 гг. Поводом для этой поездки было приглашение римского папы Евгения IV и византийского императора Иоанна Палеолога созвать собор для обсуждения вопроса о соединении церквей. Дело происходило за 15 лет до взятия Константинополя турками (1453). Митрополит Исидор был грек, но в свите его находились русские светские книжники, которые и составили описание всего виденного. Путь шел из Москвы через Тверь в Новгород и Псков; в последнем городе пробыли семь недель; отсюда направились в землю ливонских немцев. Останавливались в Юрьеве (ныне Тарту), который произвел на путников впечатление своими каменными палатами. В Риге прожили целый месяц. Из Риги отправились морем в Любек. В Германии автор описания обратил большое внимание на водоснабжение городов. Следует отметить, что водопроводы были известны и в древней Руси: в Новгороде археологи при раскопках обнаружили водопроводные трубы, относящиеся к XII в.

В Лунбреге (Люнебурге) «среди града того суть столпы устроены, в меди позлащены, третью сажень и выше, и у тех. столпов у коегождо люди приряжены около того же медью; и истекают из тех людей изо всех воды сладки и студены, у единого из уст, а у иного из уха, а у иного из ока, а у иного из локтя, а у иного из ноздрию, истекают же прытки яко из бочек».

О Нурберге (Нюрнберге) сообщается, что этот город «вельми велик и крепок, и людей в нем много и товара... И той Нурберх град стоит среди Аламанския земли. А Аламанская земля то есть не иная вера, не иный язык; но есть едина вера латинская, а язык немецкий же, но разный, яко Русь с Сербы». Эти наблюдения совершенно правильны. Аламанны,. или алеманны, – это одно из германских племен, известное с начала III в. Современные алеманны говорят на особом наречии.

Пересекши Альпы, или, как их называет наш автор, Полонины горы, попали в Фрескую (Фряжскую, т. е. Итальянскую) землю, в город Павду (Падую). Полонины горы описываются так: «... толико же высоци суть, и облаци впол их ходят, и облаци от них ся взимают [образуются]. Снеги же лежат на них от сотворения гор тех, в лете же жар и зной велик в них, но снег же не таяшо». В Феррару, где заседал вселенский собор, прибыли через год по выезде из Москвы. В январе 1440 г. переехали во Флоренцию: «Той же град Флоренза велик зело, такого необретохом во предписанных градех. Палаты в нем устроены белым камением. И посреди града того течет река велика и быстра вельми, именем Рна [Арно], и устроен на реце той мост камеи и широк вельми, и с обострены устроены палаты. Есть же во граде том больница велика, и есть в ной за тысящу кроватей...». Во Флоренции путешественники обратили внимание «на древние кедры и кипарисы» – деревья не известные им на родине: кедр как русская сосна, а кипарис корою как липа, а хвоею как ель, но хвоя мягкая, а шишки походят на сосновые. «В том же граде видехом черви шолковые; да и то видехом как шолк тои емлют с них».

На родину возвращались через Венецию, Хорватию, Венгрию и Литву. Про Венецию рассказывается, что этот город стоит в море и сухого пути к нему нет; среди города ездят в барках. Сюда приходят корабли «от Иерусалима», от Царь-града, от Азова, из Турецкой земли, из сорочин и из немец. Здесь есть церковь Марка евангелиста; «в нутри резаны святые, мрамор, и вельми хитро».

Это путешествие много способствовало расширению кругозора тогдашних русских людей и имело большие практические результаты.

 

Список литературы

  1. Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий / Л. С. Берг. – Москва, Ленинград : Изд-во АН СССР, 1949. – 465 с.