Потанин Г. Н.

Потанин Григорий Николаевич

(1835-1920)

Выдающиеся результаты первого путешествия Н. М. Пржевальского в Центральную Азию в 1871-1873 гг. побудили Русское географическое общество снарядить в последней четверти XIX в. ряд экспедиций для изучения этой обширной и мало известной страны. Среди русских ученых, выполнивших эти экспедиции, кроме Н. М. Пржевальского, выдвинулись М. В. Певцов и Г. Н. Потанин, и эти три имени стоят во главе списка исследователей Внутренней Азии того периода. Г. Н. Потанин совершил пять путешествий по Монголии, Китаю и восточной окраине Тибета, а до и после них много поработал в Сибири и собрал обширный материал по этнографии и фольклору. Он был также крупным общественным деятелем и за свою политическую работу был осужден на каторгу и ссылку.

Григорий Николаевич Потанин родился 4 октября 1835 г. в семье казачьего офицера в одном из поселков на р. Иртыш, в 50 километрах выше г. Павлодара бывшей Семипалатинской области, и до десяти лет прожил у родителей. Видимо, первые же впечатления детства заложили в душе Г. Н. Потанина стремление к путешествиям и изучению далеких стран и народов. Поселок Семиярский, где жил мальчик, стоял на высоком берегу, у подножия которого катил свои мутные волны могучий Иртыш. Гладь его вод уходила в обе стороны до горизонта среди зелени лугов, рощ и камышей. Чуть виден был вдали противоположный берег – Киргизская степь, откуда приходили для обменной торговли киргизы – смуглые люди в живописных костюмах, говорившие на непонятном языке и приводившие безобразных, но интересных верблюдов. На восток расстилалась зеленая степь, манившая в голубую даль, где далеко-далеко, по рассказам бывалых людей, поднимался таинственный Алтай. Впечатления от окружающей природы дополнялись воспоминаниями отца и других казаков, побывавших на службе в Киргизской степи на Алтае, на границе с Китаем.

Десятилетнего мальчика отдали учиться в Омский кадетский корпус, стоявший также на берегу Иртыша. Впечатления детства усиливались рассказами других кадетов, в большинстве также казачьих сыновей, прибывших в корпус из разных поселков, станиц и городов – из Бийска, Барнаула, Каркаралинска и Алтая. Среди товарищей Г. Н. Потанина был казах Чокан Валиханов, который много и хорошо рассказывал о жизни своих соплеменников. Чокан плохо писал по-русски. Г. Н. Потанин записывал его рассказы в тетрадь, которую Чокан иллюстрировал рисунками казахского оружия, утвари, одежды. В старшем классе они оба увлекались описаниями путешествий и повестями Н. В. Гоголя, которые будили в них демократические настроения. В корпус в то время проникали и новые веяния, возникшие в России под влиянием идей Белинского, Герцена, Грановского.

В 1852 г. Г. Н. Потанин окончил корпус в чине хорунжего и записался в казачий полк, стоявший в Семипалатинске, чтобы быть ближе к Алтаю. В 1853 г. он получил назначение в отряд, который был направлен в город Копал и дальше в долину р. Или. Там он впервые увидел снеговые вершины Джунгарского Алатау, а на переходе через р. Или перед ним из тумана поднялась величественная цепь Заилийского Алатау с ее острыми пиками, увенчанными снегами. Все это – вершины, бурные потоки с водопадами, ущелья, скалистые склоны, теплый климат – было ново для Г. Н. Потанина. Ему казалось, что он попал в край, похожий на Кавказ, воспетый А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.

Отряд остановился у выхода р. Алма-Ата из Заилийского Алатау, и немного западнее собрались на вече казахи, чтобы решить вопрос о мире или войне с русскими, пришедшими в их страну. Верх взяла партия мира и начались сношения с казахами, которые Г. Н. Потанин наблюдал с большим интересом. Для зимней стоянки выбрали долину р. Иссык восточнее р. Алма-Ата, и Потанин имел возможность спокойно изучать горную природу и быт казахов, посетил два озера с изумрудной водой, видел вечные снега на горах. Горная природа произвела чарующее впечатлен на сибиряка, выросшего на скучных равнинах близ Омска. Служба на стоянке была легкая и оставляла много досуга, офицеры читали книжки «Современника» и стали издавать рукописный журнал. Весной стоянку перенесли на р. Алма-Ата, где начали строить укрепление Верное (теперь Алматы, Казахстан).

После зимовки во вновь заложенном городе Верном Г. Н. Потанин был командирован в Кульджу – большой китайский город с пестрым населением – отвезти серебро русскому консулу. Эта поездка дала Г. Н. Потанину возможность увидеть большой китайский город и наблюдать жизнь и обычаи китайцев, а русский консул оказался ученым, который на прогулках много рассказывал ему о Китае. Поездка познакомила Г. Н. Потанина с новой местностью – западными отрогами Джунгарского Алатау. В 1855 г. он попал с сотней казаков на Алтай в станицы Бийской линии, где познакомился с патриархальным бытом казаков-земледельцев, который пришелся ему по душе больше, чем торгашеский быт Иртышской линии. Неизвестный Алтай очень привлекал его, но он чувствовал неполноту своего образования для исследовательской работы и в 1856 г. вернулся в Омск, Здесь, занимаясь разборкой архивов, он извлек оттуда интересные материалы по истории Сибири и Джунгарии. За этой работой застал его знаменитый географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, проезжавший через Омск по пути в Тянь-Шань. Молодой офицер, рывшийся в архиве и мечтавший о путешествиях, несбыточных по его бедности (он получал всего 90 руб. в год) и научной неподготовленности, заинтересовал П. П. Семенова; он словом и делом поддержал стремление Г. Н. Потанина учиться, облегчив ему освобождение от военной службы, переезд в Петербург и получение заработка.

Приехав в столицу с караваном, везшим золото из Томска на монетный двор, Г. Н. Потанин поступил в университет, где пробыл три года. Летом на свои скромные средства он отправлялся на ботанические и геологические экскурсии – в 1859 г. на реку Волхов, а в 1860 г. на Урал. В университете он еще колебался в выборе занятий – натуралиста или публициста, но в конце концов перевес получила наука. Ему хотелось проникнуть в глубь Азии, к озеру Куку-нор, окруженному снежными пиками, на берега которого не ступала нога европейца.

Закрытие университета в 1861 г. в связи со студенческими волнениями вынудило Г. Н. Потанина вернуться в Омск. Там он принял деятельное участие в организации выборов депутатов от казаков в собрание, обсуждавшее новое положение для казачьего войска. Как секретарь собрания он добился включения в положение пунктов о мерах улучшения быта казаков, которые и были приняты комитетом, назначенным генерал-губернатором для выработки положения. По рекомендации П. П. Семенова Г. Н. Потанин одновременно с осени 1862 г. был включен в состав экспедиции астронома Струве для определения широты и долготы пунктов в пограничной с Китаем полосе между Алтаем и Джунгарским Алатау. Экспедиция выехала весной 1863 г. Она обследовала берега озера Зайсаннор, горы Сары-Тау, реку Кальджир, впадину озера Марка-Куль. Г. Н. Потанин собирал гербарий и сведения о быте казахов, кочевавших в этом крае. Экспедиция зимовала в городе Усть-Каменогорске, откуда Г. Н. Потанин ездил зимой на озеро Зайсан-нор для наблюдения зимнего лова рыбы, который он подробно описал в своем отчете. На основе этого он добился улучшения условии для казахов, арендовавших участки рыболовства. В 1864 г., когда экспедиция обследовала хребет Тарбагатай, Г. Н. Потанин, кроме гербария, собрал много данных о быте казахов на летних кочевках и фольклоре и написал вместе со Струве большой отчет о путешествии, напечатанный в «Записках Географического общества».

В этом отчете Потанин описал свои наблюдения и приключения на берегах озера Марка-Куль и р. Кальджир, где хорошо познакомился с бытом и нравами горных казахов южного Алтая, видел приемы их общественной ловли рыбы, поднимался на горы Сары-Тау, где впервые встретил изваяния «каменных баб», которые позже часто встречались ему в Монголии. Второй год экспедиции был посвящен изучению хребта Тарбагатай, по гребню которого был выполнен большой переход. Потанин видел летовки казахов и начал записывать их загадки, пословицы, песни, сказки, а также названия растений. Эта экспедиция была его первой школой путешественника-исследователя; он учился записывать ежедневно все наблюдения на выполненном маршруте и во время дневок.

По окончании экспедиции Г. Н. Потанин некоторое время был переводчиком с татарского языка при генерал-губернаторе в Омске. Но его не удовлетворял невысокий уровень культурной жизни местного общества, состоявшего главным образом из военных и чиновников. Наряду с научными вопросами его сильно привлекала общественная деятельность, началом которой еще в университете послужила организация кружка студентов-сибиряков, в котором обсуждались вопросы о необходимости реформ в Сибири для превращения ее в культурную страну. Получив место секретаря статистического комитета в Томске, Г. Н. Потанин занялся изучением дел по освобождению крестьян, прикрепленных к алтайским заводам, и по улучшению быта «инородцев», т. е. местных племен. Он составил статью о географическом распределении этих племен и послал ее в Географическое общество. Он принял также большое участие в издании местной газеты и привлек к ней своего друга Ядринцева и писателя Щапова. Кроме того, Г. Н. Потанин начал преподавать естественную историю в мужской и женской гимназиях.

В организованном им кружке молодежи и в газете обсуждались вопросы о необходимых в Сибири реформах, пропагандировалась идея сибирского патриотизма и открытия местного университета, чтобы привлечь сибирскую интеллигенцию на борьбу за культурный и экономический подъем Сибири. Но в этом местные власти усмотрели крамольные намерения. Летом 1865 г. все члены кружка были арестованы, перевезены в Омск и просидели там в тюрьме три года, пока длилось следствие. Г. Н. Потанин, принявший на себя главную вину, был приговорен к каторге, остальные члены – к ссылке в разные места на севере Европейской России. В Омской тюрьме Г. Н. Потанин продолжал работать – ему разрешили разбирать областной архив, и он написал очерки по истории Сибири XVII и XVIII вв.

С 1868 по 1871 г. Г. Н. Потанин отбывал каторжные работы в крепости Свеаборг в Финляндии, а затем три года провел в ссылке в городах Никольске и Тотьме Вологодской губернии, где занимался перепиской бумаг, составлением прошений для крестьян и написал для Географического общества обзор распространения тюркских и финских племен в Томской губернии в XVIII и в начале XIX вв. В конце ссылки он женился на А. В. Лаврской, приехавшей навестить своего ссыльного брата, и она сделалась незаменимой помощницей Г. Н. Потанина в позднейших его трудах и экспедициях.

В 1874 г. Г. Н. Потанин по ходатайству Географического общества был помилован и перебрался в Петербург, где вместе с П. П. Семеновым занимался дополнением третьего тома «Азии» Риттера по новым данным об Алтайско-Саянской горной стране. Эта работа хорошо подготовила его к исследованию Северной Монголии, которое Географическое общество намеревалось начать. Экспедиция в составе Г. Н. Потанина, его жены, топографа Рафаилова, монголиста Позднеева и охотника Березовского вышла в 1876 г. из г. Зайсанска к оз. Улюнгур, пересекла Монгольский Алтай к верховьям реки Кобдо и осенью спустилась в г. Кобдо. Здесь она зимовала, изучая условия русской торговли. Весной 1877 г. путешественники прошли через Монгольский Алтай и Джунгарскую Гоби в г. Баркуль и пересекли конец Восточного Тянь-Шаня в г. Хами. Затем они вернулись в Баркуль, вторично миновали Гоби по другому маршруту и еще раз пересекли Монгольский Алтай по пути в г. Улясутай, изучили нагорье Хангай до оз. Косогол и оз. Убса. В декабре через г. Кобдо они возвратились в с. Кош-Агач на р. Чуе в Алтае. Кроме ботанических, зоологических и геологических коллекций и маршрутной съемки, экспедиция доставила сведения о русской торговле в посещенных городах, о путях по Монголии и обширные этнографические материалы, составившие два тома «Очерков Северо-западной Монголии», написанных Г. Н. Потаниным и его сотрудниками в 1878 г.

Весной 1879 г. была совершена вторая экспедиция в Монголию. В ней участвовали Г. Н. Потанин, его жена, топограф Орлов и археолог Адрианов, два переводчика и три казака – помощники топографа. Экспедиция началась в Кош-Агаче на Алтае и прошла в г. Уланком близ оз. Убса. Отсюда она направилась на юг мимо больших озер в г. Кобдо и обратно. Экспедиция обследовала озера и вечноснеговую группу Харкира, пересекла хребет Танну-Ола и проехала вверх по рекам Улукем и Хакем в Урянхайском крае (Тыва). Уже поздней осенью, посетив часть бассейна р. Селенги, вышла она в Дархатский курень близ западного берега оз. Косогол. Оставив здесь снаряжение и скот до весны, путешественники выехали через Саян и Тунку в Иркутск на зимовку. Но продолжению экспедиции помешали осложнения русско-китайских отношений, и в 1880 г. Г. Н. Потанин вернулся в курень, чтобы продать скот, но сделал еще экскурсию на запад вокруг оз. Дод-нор.

Отчеты об этой экспедиции, составленные Г. Н. Потаниным в Петербурге за 1880-1883 гг., представляют следующие два тома «Очерков Северо-западной Монголии», содержащие дневники, списки флоры и фауны, материалы о тюркских и монгольских племенах, их быте и религии, о фольклоре, и вместе с первыми томами представляют до сих пор ценные данные о природе и населении этой части Монголии.

В начале 1884 г. Г. Н. Потанин с женой, топографом Скасси и натуралистом Березовским выехал в новое путешествие, почти одновременное с четвертой экспедицией Н. М. Пржевальского. Последний собирался проникнуть в глубь Тибета, а Г. Н. Потанин ставил своей задачей изучение восточной окраины Тибета и прилежащей к ней части Китая. Г. Н. Потанин и его спутники выехали на военном фрегате из Одессы через Суэцкий канал и вокруг Индии в Китай. Из Пекина началось путешествие через провинции Чжили и Шаньси и хребет У-тай-Шань в г. Куку-хото. Отсюда они проехали по восточной окраине Ордоса и через провинцию Ганьсу в Лань-чжоу, зазимовав в местности Сан-чуань. Весной 1885 г. они прошли через г. Си-нин и монастыри Гумбум и Лабран на Амдосское нагорье. Изучая окраину Тибета, они посетили города Мин-чжоу, Сы-гу и Сунпан в провинции Сычуань, на зимовку вернулись в монастырь Гумбум, где познакомились с бытом лам и окрестных тангутов. В 1886 г. экспедиция посетила оз. Куку-нор, пересекла цепи хребта Нань-Шань до г. Гань-чжоу и прошла вдоль р. Эцзин-Гол и мимо оз. Гашиун-нор через Центральную Монголию, миновала Монгольский Алтай, часть нагорья Хангай и закончилась поздней осенью в г. Кяхте. Маршруты этого путешествия на значительном протяжении проходили по местностям, еще не посещенным европейцами.

Отчет Г. Н. Потанина об этом путешествии составляет два больших тома и содержит не только дневники, которые велись с той же полнотой, как и в монгольских путешествиях, но также общие очерки посещенных стран, народов и снимки местностей, зданий и местных жителей. Во втором томе помещены наречия нескольких монгольских племен, живущих в Нань-Шане и на окраине Тибета, а также сказки, легенды, предания разных народов.

Следующие четыре года Г. Н. Потанин прожил в Иркутске, где составлял этот двухтомник. Он принял большое участие в деятельности Восточно-Сибирского отдела Географического общества, был его правителем дел, организатором исследования быта и сбора народного эпоса бурят Иркутской губернии и Забайкалья. Он издал первые тома этнографической секции отдела и вместе с Подгорбунским устроил выставку принадлежностей буддийского культа, познакомившую горожан с обрядами буддизма. Работа отдела в эти годы благодаря Г. Н. Потанину очень оживилась.

В 1891 г. Г. Н. Потанин уехал в Петербург, чтобы закончить и напечатать свой отчет, а также подготовиться к новому путешествию на окраину Тибета. Оно началось осенью 1892 г. В нем участвовали Г. Н. Потанин с женой, коллектор Кошкаров, переводчик Рабданов и В. А. Обручев в качестве геолога, имевший, впрочем, самостоятельные задачи и другие маршруты и приехавший в Пекин отдельно. Остальные участники быстро проехали из Кяхты в Пекин по почтовому тракту и оттуда в провинцию Сычуань и на окраину Тибета, где провели зиму и лето 1893 г. в городах Тарсандо и Ли-фань-фу, занимаясь подробными исследованиями. Но болезнь, а затем смерть А. В. Потаниной прервали осенью работу экспедиции, Г. Н. Потанин, удрученный кончиной своей супруги, вернулся в Россию.

Кратковременность работ этой экспедиции и болезнь жены не позволили Г. Н. Потанину собрать много материалов. Небольшой отчет, напечатанный в «Известиях Географического общества» в 1899 г., содержит дневники, этнографические данные и описания буддийских монастырей. Следующие 5 лет после путешествия Г. Н. Потанин, лишенный своей помощницы, провел в Петербурге, занимаясь преимущественно изучением народного эпоса Азии и Европы по своим материалам и литературным источникам. Но в 1899 г. его опять потянуло в глубь Азии, где еще осталась неизвестная ему страна – восточная окраина Монголии. Он и направился туда в сопровождении двух студентов и переводчиков. Они выехали из Кулусугаевского караула в Забайкалье, прошли через р. Керулен на юго-восток, обследовали среднюю часть хребта Большой Хинган и через провинцию Барга, принадлежащую Манчжурии, вернулись осенью в Забайкалье с ботаническими и этнографическими сборами. Отчет Г. Н. Потанина об этой экспедиции содержит подробное описание страны и ее населения. Он был напечатан в «Известиях Географического общества».

Это было последнее большое путешествие Г. Н. Потанина. Остальные годы своей жизни он провел в Иркутске, Красноярске, а с 1907 г. в Томске, совершая летом небольшие поездки по Забайкалью, на Алтай и в Киргизскую степь для сбора народных легенд, сказок и поверий, чтобы пополнить свои труды о восточном эпосе. Он принимал деятельное участие в научной и общественной жизни этих городов, часто был инициатором учреждений ученых и других обществ, школ и музеев, хлопотал об открытии в Красноярске и Томске отделов Географического общества, составлял докладные записки, ездил по делам в Петербург. В Красноярске отдел был открыт, а в Томске вместо него по инициативе Г. Н. Потанина было учреждено Общество изучения Сибири, в котором он скромно занял место только товарища председателя, чтобы не «портить репутацию» Общества, так как власти все еще считали его неблагонадежным; так, когда в 1905 г. Томский технологический институт избрал Г. Н. Потанина своим почетным членом, министерство отказалось утвердить его. В новом Обществе он был главным деятелем и собрал средства для экспедиции двух профессоров университета в Монголию с целью изучения русской торговли. Г. Н. Потанин был также инициатором открытия в Томске первых в Сибири Высших женских курсов и одним из учредителей Общества изыскания средств для них, организовал музей наглядных пособий для городских школ, литературно-художественный кружок и все свое время делил между общественными, просветительными и научными предприятиями, удивляя всех своей энергией и инициативой, несмотря на преклонный возраст и ослабевшее зрение. В 1915 г. Томское общество отпраздновало его 80-летие большим собранием. На нем были оглашены многочисленные приветствия со всех концов Сибири. Летом 1919 г. Г. Н. Потанин тяжело заболел и 30 июня 1920 г. скончался.

Заслуги Григория Николаевича Потанина как исследователя природы и населения Азии очень велики. Его трудами, как и трудами Н. М. Пржевальского и М. В. Певцова, создана та основная канва географического лика внутренней Азии, на которой позднейшие исследователи разных специальностей начали наносить детали общей картины. До путешествий Потанина, Певцова и Пржевальского этой основной канвы, необходимой для дальнейшей работы, еще не было, а были только обрывки ее, часто не вязавшиеся друг с другом, несмотря на усилия таких мастеров, как Риттер, Гумбольдт, Рихтгофен, кропотливо собиравших материал из китайской географии и сказаний путешественников.

Благодаря путешествиям Григория Николаевича Потанина наука получила много новых сведений о Северной, Центральной и Восточной Монголии, о нагорье Хангай, о хребтах Танну-ола, Большой Хинган и Монгольском Алтае, о Джунгарской и Центральной Гоби, Ордосе, части Северного Китая, западной окраине провинции Сычуань с соседней частью Тибета и системе Нань-Шаня. Г. Н. Потанин познакомил нас также с различными народностями, населяющими эти страны, с их бытом, нравами, верованиями и словесностью. В его отчетах даны сведения о разных племенах тюркских и монгольских, о тангутах, дунганах, китайцах. В них напечатано больше 300 легенд, сказок, загадок, пословиц и других произведений народной словесности, наречия некоторых племен. В них имеются сведения о торговле и промыслах. Г. Н. Потанин посвятил много работ также тюркским и монгольским народностям, живущим в пределах России, изучил быт, поверья и эпос бурят, калмыков, киргизов, вотяков и чувашей.

Большое значение имеют ботанические сборы Г. Н. Потанина. По отзыву специалистов, он доставил наиболее полные и тщательно собранные гербарии, дополнением которых служат его заметки в отчетах об общем характере флоры данной местности и распространения некоторых растений. Нужно отметить также геологические и зоологические записи, имеющиеся в описаниях Г. Н. Потанина и в ряде случаев представляющие большой интерес. Н. М. Пржевальский и М. В. Певцов путешествовали с военным конвоем, который делал их более смелыми, более независимыми от населения и местных властей, но зато мешал их тесному общению с жителями и часто внушал последним недоверие или страх. Г. Н. Потанин конвоя не имел, ездил в гражданской одежде и с женой; много времени он провел в селениях, стойбищах, китайских городах и буддийских монастырях и потому мог изучить быт и нравы народов гораздо лучше. Его жена имела возможность собирать сведения и о семейной жизни, интимной обстановке, закрытой для посторонних мужчин.

В отчетах Г. Н. Потанина нет описаний крупных приключений, ярких эпизодов охоты и столкновений с туземцами и местными властями, которых так много у Н. М. Пржевальского Но зато там содержатся точные характеристики местности, детальные описания быта и нравов народов. Для Г. Н. Потанина страны Внутренней Азии являлись своеобразным музеем, в котором хранились разнообразные памятники материальной и духовной культуры народов, частью уже исчезнувших, и в котором можно было собрать богатые материалы по этнографии и народному эпосу. Умение расположить к себе местных жителей и заслужить их доверие способствовало успеху собирания материалов из такой области человеческой жизни, как религия, обряды и обычаи.

Огромный материал по народному эпосу, собранный Григорием Николаевичем Потаниным, составил два тома его «Очерков Северо-западной Монголии» и том сочинения «Тунгутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия», а также рассеян в мелких статьях и заметках в газетах и журналах за 50 лет. Последние 25 лет жизни Г. Н. Потанин обрабатывал свои материалы и написал на их основе ряд трудов, начиная от таких, как «Восточные мотивы в средневековом эпосе», вышедшие в 1899 г., и кончая такими, как «Ерке, сын неба Северной Азии», напечатанный в 1916 г. В последнем он обрисовал в образах легенды Монголии, повествующие об Ерке, участнике сотворения мира, сыне творца, свергнутого в преисподнюю и ведущего вечную борьбу с царем неба. Он изложил поэмы о сыне неба, фигурирующем в образах Цороса. Ирин-саина, Гэсэра и Чингисхана, и обряды, связанные с его почитанием.

По богатству и новизне собранных этнографических материалов Г. Н. Потанин занимает первое место среди исследователей Азии конца XIX в.

 

Список литературы

  1. Обручев В. А. Григорий Николаевич Потанин / В. А. Обручев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 469-478.