Солсбери Р.

Роллин Д. Солсбери

Имя Роллина Д. Солсбери, который возглавлял факультет географии Чикагского университета с 1903 по 1919 г., тесно связано с развитием профессиональной географии в Соединенных Штатах (Pattison, 1979). Он был популярен среди студентов, неизменно считаясь лучшим преподавателем университета. Новый курс физической географии он всегда читал при полной аудитории. Если лекции Дэвиса отличались элегантностью, то Солсбери умел мастерски начинать и направлять во время лекций дискуссию со своими учениками. Умелыми вопросами он вовлекал их в активную деятельность и делал соучастниками в постижении знаний. Но когда кто-либо из студентов пытался скрыть свою неподготовленность за общими фразами, Солсбери замечал: «Совершенно верно, совершенно обобщенно, совершенно бессмысленно». Он требовал, чтобы студент учился изъясняться ясно, так, «чтобы не просто быть понятым, а чтобы не быть понятым неправильно» (Chamberlin, 1931: 128).

В его классах не было места тупым и ленивым ученикам; что же касается лучших, то он великолепно стимулировал их способности, особенно путем участия их в семинарских занятиях. Слушатели, проучившиеся у него всего хотя бы один семинар в короткую летнюю сессию, стремились создать подобные же семинары в других школах и колледжах. С 1913 г. Солсбери стал проводить регулярные еженедельные встречи преподавательского состава и студентов-выпускников, на которых обсуждались географические вопросы и проблемы. Участники этих научных дискуссий не только проясняли для себя методологические особенности и сферу изучения географии, но и приобретали ценный навык ведения подобных обсуждений со своими соратниками, когда приходится воспринимать критику в свой адрес без излишних эмоций и соблюдать вежливость по отношению к оппонентам даже при несогласии с ними. Коулби утверждал, что эти семинары сделали больше для установления высоких стандартов работы и развития географической мысли в Чикагском университете да и в других научных центрах США, чем все остальные разделы программы (Colby, 1955).

Солсбери занимался тем разделом географии, который он называл физиографией (физической географией). Он надеялся, хотя им иногда овладевало сомнение, что те ученые, которые работают в области антропогеографии, могут и эту часть географии поставить на научную основу. Он не был «последователем Дэвиса» в полном смысле слова, хотя и пользовался предложенной Дэвисом терминологией. В то же время в своем курсе Солсбери отвел минимальное место циклу эрозии. Он также не разделял представления о простой причинно-следственной связи между характеристиками природной среды и ответным поведением человека. Физиография, по Солсбери, состоит в научном изучении того природного окружения, на котором развертывается драма человеческих отношений. Но связь этого природного окружения с деятельностью людей не является лишь причинной.

Свои представления Солсбери изложил в книге «Physiography» (Salisbury, 1907), которая пользовалась широкой известностью в Соединенных Штатах и выдержала несколько изданий. Совместно с Уолласом У. Атвудом он отобрал серию топографических карт, составленных Геологической службой США, и воспроизвел часть из них с пояснительными текстами, касающимися форм рельефа (Salisbury, Atwood, 1908). Солсбери с коллегами по работе написали учебник для колледжа, который был положен в основу курса географии, в течение многих лет считавшегося в Америке стандартным (Salisbury, Barrows, Tower, 1912). Свои взгляды и свой метод в изучении физической географии он изложил также в монографии о стадиях заселения территории Чикаго (Salisbury, Alden, 1899).

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.