Никитин Л. Л.

Леонид Леонидович Никитин

(1884-1947)

Л. Л. Никитин – советский экономико-географ, принимавший активное участие в разработке экономико-географических проблем в период зарождения советской экономической географии как науки.

Никитиным были сформулированы знаменитые «Тезисы по вопросу об экономическом районировании», принятые Комиссией по районированию при Совете Труда и Обороны (СТО), руководимой М. И. Калининым, и Президиумом ВЦИК 13 апреля 1922 г. Этот документ был положен в основу дальнейшего экономического районирования СССР. Никитин непосредственно руководил работами по составлению первого пятилетнего плана в районном разрезе; ему принадлежат также вводные главы в известном третьем томе этого плана, опубликованном в 1928 г. Указанные работы имели большое значение для становления советской экономической географии как науки.

Л. Л. Никитин родился в семье инженера путей сообщения в г. Вытегре, а затем, в связи с переводом по службе отца, жил в г. Вологде, где и закончил реальное училище в 1900 г.

В том же году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но, пройдя там три курса, увлекся экономическими науками и перешел на экономическое отделение Петербургского политехнического института, которое окончил в 1911 г.

В студенческие годы Никитин работал техником на изысканиях и вел экономические исследования по изучению судоходства в бассейнах рек Волги, Днепра, Вислы, на Мариинской водной системе, а затем по проекту Волго-Сибирского водного пути, по Риго-Херсонскому и Днепровско-Вислинскому водным соединениям.

Окончив институт, Никитин в 1913 г. был оставлен для подготовки к профессуре по кафедре экономики транспорта с заграничной командировкой на два года в Германию, Францию и США. Вследствие начавшейся войны он должен был закончить работы в Германии и в 1914 г. вернуться в Россию через Швецию.

В период войны Никитин работал в отделе земельных улучшений министерства земледелия, после революции – в отделе сельскохозяйственной мелиорации, и в 1920–1921 гг. был заведующим этим отделом и заместителем председателя Главного комитета водного хозяйства и мелиорации ВСНХ. Эти работы были для него новым и ценным дополнением опыта одновременно в области экономики, техники и географии. В связи с этим следует отметить, что уже в это время Никитин интересовался вопросами районирования и в 1915 г. опубликовал статью «Мелиоративные районы России» в «Записках Русского технического общества» (№ 6–7).

В 1920 г. Никитин принимал участие в работах ГОЭЛРО по Западной Сибири. Этим был сделан первый шаг к углублению в проблемы экономического районирования в его целом и в задачи реконструкции отдельных районов.

Подготовленный таким образом, Никитин вступил в наиболее творческий, «госплановский» период своей научной деятельности, который продолжался 11 лет – с 1921 по 1932 г.

Привлеченный в Госплан И. Г. Александровым, Никитин отдается в нем работам по теории и практике экономического районирования и занимается также разработкой вопросов экономики транспорта.

Он принимал непосредственное и самое активное участие в коллективной разработке теории советского экономического районирования в Госплане и в Комиссии по районированию при СТО, возглавляемую М. И. Калининым. Основным достижением Никитина в этой работе было то, что он научно обобщил и сформулировал в виде отдельных положений – «Тезисов» – все суждения и материалы по районированию, – этому важнейшему теоретическому и практическому вопросу советской экономической географии.

В «Тезисах», пронизанных историзмом и диалектикой, сжато и блестяще изложены принципиальные вопросы экономического районирования СССР.

Из них вытекает, что экономический район – это исторически обусловленное и объективно существующее звено общей цепи народного хозяйства; решающее значение в развитии района приобретает план его социалистической реконструкции, использующей все возможности при наименьших затратах; экономическое районирование имеет своей задачей ускорение преобразования социалистической экономики районов; районное хозяйство характеризуется взаимно обусловленными, с одной стороны, всесторонностью (комплексностью) развития народного хозяйства, а с другой – одновременно специализацией районов; экономическое районирование в отношении национальных, экономически отсталых районов должно послужить базой для их наивысшего расцвета в хозяйственном отношении; границы автономных образований нерушимы.

Эти и другие теоретического характера положения открывали перед советским районированием твердую основу для практического социалистического строительства.

Заслуга Никитина состояла, однако, не только в правильном охвате основных вопросов теории экономического районирования в период его становления, в широкой пропаганде экономического районирования на съездах по изучению производительных сил, на конференциях по районированию и в дальнейшей теоретической разработке относящихся сюда вопросов, но и в значительной мере в руководящей работе по практическому проведению экономического районирования СССР в жизнь. Сюда относятся разработка планов хозяйственного развития районов, создание образцов их экономико-географической характеристики, экспертиза по крупнейшим межрайонным объектам социалистического строительства.

Никитин непосредственно руководил работами по составлению первого пятилетнего плана в районном разрезе и активно участвовал в подготовке третьего – районного тома первого пятилетнего плана, изданного Госпланом в 1928 г. В этом томе Никитиным опубликованы вводные главы, в которых рассматриваются вопросы экономического районирования, специализации районов, межрайонных отношений, т. е. наиболее важные в теоретическом отношении вопросы. В этих вводных главах экономическое районирование определяется как «планомерно осуществляемый метод территориальной организации труда на основе его порайонной специализации в целях достижения максимальной эффективности»; показывается, что экономическое районирование и принцип национального самоопределения не только не противоречат, но и дополняют друг друга; даются основные типы экономических районов СССР этого периода; обосновывается необходимость межрайонного сотрудничества в связи с углублением географического разделения труда между районами и выясняются транспортные предпосылки межрайонного сотрудничества на пятилетку; четко ставится задача индустриализации и необходимости повышения удельного веса национальных, окраинных, отсталых районов. <…>

В 1926–1933 гг. Никитин выполнял поручения правительства по экспертизе ряда объектов крупнейших водохозяйственных сооружений и был основным докладчиком по экспертизе проектов Волго-Донского канала, Средней Волги, Большой Волги и Большого Днепра.

Он был также одним из крупных советских специалистов в области экономики транспорта, и притом – в одном из самых трудных его разделах: в учении о тарифах. Еще до революции (в 1912 г.) он опубликовал работу «К вопросу о навигационных тарифах на хлебные грузы» (202 стр.), за которую ему была присуждена ученая степень кандидата экономических наук. Им была также опубликована и другая работа по экономике водного транспорта – «Волго-Сибирский путь» (1912).

В работе о тарифах, помимо изучения вопроса о хлебных тарифах в водных перевозках, автор проводит исследование основ железнодорожных тарифов, общих и исключительных, возникновения конкуренции железных дорог с водными путями, особенностей тех и других перевозок и значения их в народном хозяйстве страны.

Никитин по поручению правительства выполнял ряд ответственных работ в области транспорта. Так, в 1923 г. он является председателем Комиссии СТО по обследованию правлений железных дорог; в 1924 г. та же работа ему поручается по речным пароходствам; неоднократно он назначался председателем тарифных съездов железных дорог и судоходных предприятий и т. д.

Эти работы не только не шли в разрез с его работами по экономическому районированию, но, наоборот, самым существенным образом подводили под них фундамент конкретной экономики, выявляя экономические связи по товарообмену между отдельными районами, узлы грузооборота, нерациональные перевозки и многое другое. Характерная черта работ Никитина – связь теории с практикой – сохраняется и здесь.

Можно даже сказать, что углубленные занятия экономикой социалистического транспорта обязательно приводят к постановке вопроса об экономическом районировании. Исследования же по экономическому районированию предполагают необходимость исследования перспектив развития грузооборота между отдельными районами. И это вполне понятно, так как и экономическое районирование и транспорт тесно связаны с производственной специализацией и комплексным развитием экономических районов, с вопросами географического разделения труда.

С 1920 г. Никитин начал чтение лекций по экономике водного хозяйства в бывшем Межевом институте, где он был избран профессором, а также в Высшем техническом училище, в Политехническом институте – по экономике транспорта, в Транспортном институте – по экономическому районированию. Характерной чертой профессорской деятельности Никитина, которая продолжалась около 16 лет, являлось то, что он читал те самые курсы, основные вопросы которых являлись предметом его научно-исследовательской работы.

В 1932–1936 гг. Никитин работает в Комиссии по делам высшего образования (председатель комиссии акад. Г. М. Кржижановский), занимая одно время должность начальника сектора экономического образования. В последующие семь лет он работает в Академии наук СССР, сначала в СОПСе, а затем, до 1944 г., в Институте географии Академии наук УзССР. В конце 1944 г. Никитин приглашается Госпланом Эстонской ССР для организации при Госплане Научно-исследовательского института экономики. Эта работа, связанная с разработкой перспектив развития хозяйства республики, с установлением ее внутрихозяйственных различий, заинтересовала Никитина, который возглавил организованный им институт. Работая в нем над экономикой Эстонии, он написал экономико-географическую характеристику этой республики, которая явилась его последней научно-исследовательской работой.

По возвращении в Москву Никитин был приглашен в Научно-исследовательский институт географии МГУ для развертывания нового тура работ по экономическому районированию СССР.

28 ноября 1947 г. Ученый совет географического факультета МГУ единогласно присудил Никитину ученую степень доктора географических наук без защиты диссертации. К сожалению, это признание запоздало, так как меньше чем через неделю после этого, 4 декабря, Никитин скончался после операции.

Л. Л. Никитин большой, оригинальный ученый, один из творцов теории советского экономического районирования, которая оказала огромное влияние на развитие советской экономической географии как науки и на практику социалистического строительства.

 

Список литературы

  1. Заорская В. В. Леонид Леонидович Никитин / Заорская В. В., Черданцев Г. Н. // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва : Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 307-311.