Щуровский Г. Е.

Щуровский Григорий Ефимович

(1803-1884)

Выдающийся геолог, создавший в старейшем русском университете– Московском – курс геологии, Г. Е. Щуровский оставил значительный след также и в истории зоологии и сравнительной анатомии как биолог-зволюционист, один из ранних предшественников Дарвина в России. Г. Е. Щуровский сыграл большую роль в распространении естественнонаучных знаний в народе, дав прекрасные образцы популяризации естествознания и выступая в течение многих лет в качестве организатора научных и просветительных мероприятий широкого масштаба.

Григорий Ефимович Щуровский родился в Москве 11 февраля 1803 г. По бедности родителей, новорожденный был отдан в Московский воспитательный дом, где находился до 18-летнего возраста. Здесь же, в школе воспитательного дома, он получил начальное и среднее образование. В 1822 г. он был принят на казенный счет в число студентов медицинского факультета Московского университета. Там он слушал наиболее талантливых профессоров своего времени – ботаника М. А. Максимовича и преподавателя минералогии и сельского хозяйства М. Г. Павлова. Их лекции сыграли большую роль в умственном развитии Щуровского и в формировании его мировоззрения.

В 1826 г. Г. Е. Щуровский окончил университет. Нуждаясь в заработке и не имея ни от кого материальной поддержки, он был вынужден в течение нескольких лет давать частные уроки. Между прочим, он давал уроки      Ивану Сергеевичу Тургеневу,         который был в то время подростком. Преподавал он также физику и естествознание в школе воспитательного дома, где сам прежде учился.

Одновременно Г. Е. Щуровский не        оставлял занятий наукой, поддерживал постоянную связь с профессором М. А. Максимовичем, который помогал ему доставать нужные книги и руководил его занятиями. В это же время Г. Е. Щуровский работал над своей докторской диссертацией на медицинскую тему – о заболевании, называемом рожею. Через два года после окончания университета он успешно защитил диссертацию и получил ученую степень доктора медицины. Однако попасть в число университетских преподавателей ему удалось только в 1832 г. Первоначально он должен был удовлетвориться ролью лектора естественной истории на медицинском факультете Московского университета. Приходилось читать студентам все естественнонаучные предметы, т. е. минералогию, ботанику и зоологию. Больше других Г. Е. Щуровского интересовала зоология, и он решил специализироваться в этой области. В особенности привлекала его сравнительная анатомия, от которой он ждал важных выводов для биологических наук.

Через два года, в 1834 г., Г. Е. Щуровский был утвержден адъюнктом. В этот период он особенно усердно занялся сравнительной анатомией. Плодом этих занятий явился небольшой курс «Органология животных», который молодому ученому удалось напечатать в 1834 г. Кроме того, он написал ряд статей сравнительно-анатомического содержания, которые опубликовал в «Ученых записках Московского университета». В этих работах Г. Е. Щуровский проводил новый для своего времени взгляд на органическую природу как на результат исторического развития, причем утверждал, что отдельные группы живых существ не стоят изолированно, но связаны между собой действительным родством.

В основе рассуждений Г. Е. Щуровского лежат две идеи – идея единства организации животных и идея изменяемости органов и всего организма животных.

Говоря о единстве организации животных, Г. Е. Щуровский указывает, что хотя органы бывают бесконечно разнообразны, но в их основе, несмотря на различие функций, лежат те же самые морфологические элементы. Он сравнивает между собой руку человека, лапу хищного зверя, крыло птицы и летучей мыши, ласты китообразных и убеждается, по его собственному выражению, в их «родственной связи». Гомология органов была для Щуровского доказательством единства происхождения организмов, несмотря на изменчивость внешних форм.

Таким образом, еще в тридцатых годах XIX в. Г. Е. Щуровский излагал идеи, сходные с теми, которые развивал в Париже Этьен Жоффруа Сент-Илер и которые вызвали его столкновение со знаменитым натуралистом Кювье, сторонником постоянства видов.

Г. Е. Щуровский учил, что органы и организмы не являются постоянными, напротив, они «непрерывно изменяются», находятся «в непрестанном движении». Каждый орган и каждый организм имеют поэтому свою историю. Человек не является исключением из этого великого процесса всеобщего «движения к совершенству». «Человек,– писал ученый в 1834 г.,– есть окончательное развитие животного царства, последняя степень бытия сего великого организма».

Из этих и подобных высказываний видно, что Г. Е. Щуровский уже в тридцатых годах прошлого века был сторонником эволюционной идеи.

Понятен интерес, с которым следил русский натуралист за знаменитым спором, происходившим в начале тридцатых годов XIX века в Парижской Академии наук между Кювье и Сент-Илером. Последний, как известно, был побежден в этом споре: восторжествовал Кювье. Сторонники Кювье начали травить Жоффруа Сент-Илера, лишили службы и даже стали обвинять его в неожиданной смерти Кювье, который будто бы надорвал здоровье в этом продолжительном споре.

Слухи о гонении на Сент-Илера дошли и до России и, несомненно, удручали Г. Е. Щуровского, который уже заявил себя в печати сторонником взглядов Сент-Илера. Жизнь приучила Г. Е. Щуровского к осторожности; молодой ученый не имел покровителей и с трудом пробивал себе дорогу в науке. Предвидя неприятные последствия от распространения своей книги «Органология животных» и желая предупредить возможные нападки, он изъял из книжных магазинов все экземпляры своего сочинения и уничтожил их. Вместе с тем он отказался от преподавания биологических предметов на факультете и поспешил перейти на вновь открытую в 1835 г. кафедру геологии и минералогии в звании экстраординарного профессора.

Роль преподавателя новой дисциплины оказалась весьма трудной для Щуровского, особенно на первых порах. Этот курс требовал от руководителя серьезной научной подготовки, а не только книжного знакомства с геологическими явлениями в природе. Кроме того, русская литература по геологии была чрезвычайно бедна. Учебника по геологии на русском языке не было, и курс приходилось вести по запискам. Не было и геологического кабинета.

Г. Е. Щуровский с честью вышел из этого трудного положения. Он засел за изучение геологической литературы, а кроме того, поставил вопрос о командировках его для ознакомления с геологией России.

В 1838 г. он на полгода уехал на Урал и основательно изучил эту горную систему, дополнив личными наблюдениями то, что ему было известно из описаний других исследователей. Плодом этой поездки явилась большая работа под названием «Уральский хребет в физико-географическом, геогностическом и минералогическом отношениях» (1841), которая представляет собой сводку всего, что было известно об Урале и об истории его геологического изучения. Книга эта, несмотря на серьезное содержание, написана таким простым и живописным языком, что ее могли читать даже неподготовленные люди. Она положила у нас начало общедоступной естественнонаучной литературе. В работе «Уральский хребет» Г. Е. Щуровский впервые правильно определил геологический возраст гор Урала и вплотную подошел к выделению той системы слоев, которая позже получила название пермской.

В 1844 г. Г. Е. Щуровский задумал и осуществил второе, более обширное путешествие в Сибирь для изучения горной системы Алтая. Это путешествие продолжалось восемь месяцев и было связано со многими трудностями. Собранный материал Г. Е. Щуровский оформил в книге «Геологические путешествия на Алтай» (1846), которая отличается такими же достоинствами, как и первая. Придерживаясь передовой для своего времени теории «поднятия», Г. Е. Щуровский большое значение придавал колебательным движениям, которым он посвятил свою речь в 1856 г.

Третьей большой работой Г. Е. Щуровского историко-геологического содержания был двухтомный труд, посвященный геологическим исследованиям Московского бассейна (1866-1867). Это сочинение и до настоящего времени не потеряло своей ценности, и в него заглядывает каждый, кто занимается историей геологического изучения Москвы и ее окрестностей.

В течение десяти лет Г. Е. Щуровский работал над постановкой и усовершенствованием своего курса геологии и минералогии в Университете. За это время ему удалось создать хороший минералогический и геологический кабинеты при кафедре. Помимо чтения лекций, он часов по пяти в день работал в кабинете, сам монтировал коллекции, писал этикетки. Коллекции кабинетов пополнялись его собственными экскурсиями в районы Московской и смежных губерний.

Лекции Г. Е. Щуровский читал ясно, живо, картинно, сам увлекаясь своим изложением и увлекая слушателей. Он очень тщательно готовился к лекциям и добросовестно следил за литературой. Его лекции всегда были обставлены наглядными пособиями. Так он поступал до глубокой старости. «Не было примера,– пишет один из его учеников,– чтобы престарелый профессор являлся на лекции без предварительной подготовки, не прочитав новой литературы, касающейся излагаемого вопроса. Вся эта скрытая от посторонних взоров деятельность, никогда не выставлявшаяся самим Григорием Ефимовичем, его строгая критика по отношению к собственным знаниям и опыту, наконец, его волнение перед каждой лекцией,– все это не могло не производить на нас громадного воспитывающего влияния и заставляло горячо любить и глубоко уважать дорогого профессора».

Г. Е. Щуровский видел в геологии стройную систему обобщенных знаний о природе. Минеральный мир был для него не мертвым царством, но живым, развивающимся. В одной своей речи, обращаясь к студентам, он говорил: «Не верьте тем холодным натуралистам, которые искони обрекли его на вечную мертвенность. Нет, жизнь глубоко скрыта в минералах, но покорена тяжелой величественной их массой. Она не опочила в своих созданиях, не окаменела в неизменных формах. Все части органических тел, составляя целое, живут, будучи отделены от него – умирают. Так и минералы, взятые порознь, оторванные от своего целого, от материка, представляются нам массами вещества без жизни, без движения, нередко без физиономии, определительно выраженной. Но те же минералы в совокупности со своим целым, в материке, оказывают жизненные действия... Так мировая жизнь говорит и в безмолвном бытии минерала. Произведение вечной жизни мертво быть не может...»

Вместе с К. Ф. Рулье Г. Е. Щуровский был в 40-50-х годах, несомненно, самым популярным профессором-естественником в Москве. Почти в течение полувека он высоко держал знамя науки в старейшем русском университете. В 1884 г. он передал кафедру геологии своему любимому ученику – Алексею Петровичу Павлову, который преподавал геологию в Московском университете тоже 45 лет, основав новую школу русских геологов.

Таким образом, Г. Е. Щуровский сыграл в деле преподавания геологии в России совершенно исключительную роль.

Он оставил также крупный след как один из самых замечательных русских популяризаторов естественных наук. Он вывел геологию из замкнутого круга специалистов и сделал ее достоянием широких кругов русского общества. Этим он продолжил линию работы своего рано умершего современника и сотоварища по университету К. Ф. Рулье. Всей своей работой Г. Е. Щуровский показал, что такое хорошая популяризация науки и какова она должна быть.

Эта сторона деятельности не была для него случайным эпизодом. Он продолжал ее всю жизнь, так как она входила в его программу деятельности, он считал ее обязательной формой служения народу всякого истинного деятеля науки.

Г. Е. Щуровский написал ряд статей научно-популярного характера, которые сделали его имя известным не только среди студентов, но и среди широких кругов русской читающей публики. Такие статьи, как статья о происхождении каменного угля (1856), о янтарных островах на Балтийском море (1858), об артезианских колодцах (1869), о геологии Кавказа (1862) и другие, напечатанные в распространенных литературных журналах того времени, являются своего рода образцами изложения научных данных для неспециалистов.

28 декабря 1867 г. Г. Е. Щуровский произнес на Первом съезде русских естествоиспытателей и врачей замечательную речь «Об общедоступности или популяризации естественных наук», в которой призывал ученых понять важное значение идеи связи науки с жизнью и со всей серьезностью отнестись к задаче распространения естественнонаучных знаний в обществе: «В популярных сочинениях,– говорил Г. Е. Щуровский,– естествознание кроме чисто научного необходимо должно быть и прикладное или практическое. В знакомстве с природою человек не только ищет удовлетворения своему познающему духу, но и своим материальным потребностям, ищет приложения естественно-исторических сведений к общественной или домашней жизни».

Для успеха популяризации требуется, по словам Г. Е. Щуровского, ряд условий. Одним из существенных условий он считал отказ от преклонения перед всем иностранным и от пренебрежения к своему родному. «Популяризатор,– отмечал он в одной из своих речей, – должен понимать характер своего народа и со всею чуткостью прислушиваться к биению его пульса – к народному чувству. Для этой цели естественные науки, по нашему убеждению, прежде всего должны изображать по преимуществу ту природу, посреди которой мы живем, предметы нашей родной страны...»

Те же мотивы звучали и в другой речи Г. Е. Щуровского, произнесенной им перед многолюдным собранием русских естествоиспытателей 20 августа 1869 г. Он с убеждением утверждал, что распространение науки в массе народа не менее важно, чем добывание новых научных истин. На такое заявление в его время могли решиться лишь немногие, настолько оно противоречило общепринятым тогда понятиям. Г. Е. Щуровский настаивал, что приобщение к научному знанию народных масс есть долг науки перед обществом: «Но исполнила ли наука в России свой долг относительно русского народа или русского общества? – спрашивал он.– Нет, далеко нет! В России до сих пор старались удовлетворить по возможности только первому требованию науки – физическому изучению своей страны, а второе требование – распространение науки в массе народа или общества – оставляли как бы в стороне, или, по крайней мере, не почитали его столь же существенным, как первое требование».

Г. Е. Щуровский осуществлял эти требования не только на словах, но и на деле. Он не оставался в узком кругу научной и учебной работы. Будучи уже в преклонных летах, он принимал живое и деятельное участие в организации ряда просветительных начинаний большого масштаба. Так он сыграл важную роль в организации в 1863 г. в Москве нового «Общества любителей естествознания», которое, в противовес старому, существовавшему в Москве много лет «Обществу испытателей природы», отступило от академической традиции и в своей работе ставило не только научные, но и просветительные цели.

Новое общество избрало Г. Е. Щуровского своим президентом и при его ближайшем участии организовало в Москве ряд замечательных выставок: этнографическую в 1867 г., политехническую в 1872 г. и антропологическую в 1879 г. Эти выставки положили начало Московскому политехническому музею как постоянному просветительному учреждению.

Неверие, равнодушие, насмешки и даже прямое противодействие встречали эту общественную деятельность Г. Е. Щуровского, но он вместе со своими молодыми сотрудниками твердо шел по намеченному пути. Деятельность Г. Е. Щуровского и его ближайшего помощника в этих начинаниях – профессора Московского университета А. П. Богданова была, несомненно, блестящим опытом широкой популяризации естественнонаучных знаний для народа.

В 1878 г. Г. Е. Щуровский вышел в отставку и прекратил преподавание в Университете. Он умер 1 апреля 1884 г. Память о нем как о раннем русском эволюционисте, выдающемся ученом-геологе, педагоге и организаторе натуралистического просвещения в России достойна того, чтобы навсегда сохраниться в летописях русской науки.

 

Список литературы

  1. Райков Б. Е. Григорий Ефимович Щуровский / Б. Е. Райков // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 16-22.