Эллен Черчилл Семпл

Эллен Черчилл Семпл

Еще одним передовым географом конца XIX начала ХХ в. была Эллен Черчилл Семпл. После завершения образования в 1882 г. в Вассаре она несколько лет преподавала в своем родном Луисвилле (Кентукки). В 1891 г. она получила в Вассаре кандидатскую степень, пройдя двухгодичную программу обучения экстерном и сдав экзамен, а также написав работу «Рабство: социологическое исследование». От друзей Семпл услышала восторженные отзывы о немецком профессоре из Лейпцига, лекции которого отличались новаторским подходом к науке. Она приехала в Лейпциг и, несмотря на трудности, стоявшие перед женщиной, которая хочет получить высшее образование, стала учиться у Ратцеля в 1892–1893 гг. и позднее в 1895. Семпл возвратилась в Соединенные Штаты, находясь под огромным впечатлением от нового, провозглашенного Ратцелем, подхода к антропогеографии и его интерпретации так называемого географического влияния на ход истории. В то же время она не восприняла идеи Ратцеля об аналогии между государством и организмом, которые он заимствовал у Герберта Спенсера. У нее была мысль изложить представления Ратцеля на английском языке, но сопроводив их пояснениями и преобразовав в соответствии с новыми примерами, взятыми из различных районов мира. В 1897 г. Семпл опубликовала свою первую научную статью о роли барьера Аппалачских гор в американской истории (Semple, 1897); в 1901 г. вышла статья, в основе которой лежали ее собственные полевые наблюдения на нагорьях восточного Кентукки: в ней шла речь об изоляции, проявлявшейся в характере расселения в этом районе (Semple, 1901). Эта статья принесла ей известность, однако ее профессиональный статус окончательно утвердился в 1903 г. после публикации «American History and its Geographic Conditions» («Географические условия в американской истории») (Semple, 1903) – ее первой книги.

Свою собственную версию первого тома ратцелевской антропогеографии Семпл изложила в объемистом труде «Influences of Geographic Environment» («Влияние географического окружения»), который вышел в свет в 1911 г. Вот что говорила она в нем о своем методе: «Собственный метод научного исследования автора состоит в сравнении типических черт народностей, находящихся на любых стадиях культурного развития, но живущих в сходных географических условиях. Если эти народности – различных этнических групп, но живущие в одинаковых природных условиях – обнаруживают те же самые или сходные социальные, экономические или исторические особенности, то будет закономерно заключить, что такая тождественность обусловлена средой, а не расовыми признаками. Таким образом в ходе широкообъемлющего сравнения расовый фактор в этих уравнениях с двумя неизвестными величинами был исключен для большого класса социальных и исторических явлений» (Semple, 1911: VII).

И тут же мы приводим еще одну выдержку – из начального абзаца ее книги: «Человек – продукт земной поверхности. Это означает не только, что он – дитя Земли, прах ее праха; но и то, что Земля приходится ему матерью, вскормившей его и обременившей его заботами, руководящей его мыслями, сталкивающей его с трудностями, которые укрепляют его тело и оттачивают его ум и способности, ставящая его перед необходимостью развивать судоходство и орошать поля, одновременно подсказывая ему, как это сделать... Она дала ему ноги с железными мускулами в горах, чтобы он мог взбираться на них; жителю побережья, чьи ноги слабы и вялы, она дала чрезвычайно развитые грудь и руки, чтобы он мог держать весла и грести ими. В долинах рек она привязала его к плодородным почвам, ограничив его мысли и желания тупым и безропотным исполнением своего долга и сузив его горизонт до пределов собственной фермы. На обвеваемых всеми ветрами плато, в бескрайних просторах степей и на безводных путях в пустынях, где он бродит от пастбища к пастбищу и от оазиса к оазису, где жизнь изобилует многими трудностями и лишениями, но где нет тяжелой и изнурительной работы по принуждению, там охрана пасущихся стад дает ему время для созерцательных размышлений, а жизнь, раскрытая перед ним на огромных пространствах от горизонта до горизонта, приводит его к мысли о своего рода вселенской простоте всего сущего; так зарождается монотеизм, единое божество кажется столь же неповторимо бесконечным, как песок в пустыне или трава в степях, уходящих за горизонт беспрерывной чередой. Вновь и вновь возвращаясь к своим бесхитростным представлениям, он приходит к фантастическим верованиям и понятиям; владеющие им представления об обширности пространства, порожденные бесконечными странствиями, превращают землю, которая породила его и снабдила пропитанием, в величественное ристалище битв и завоеваний» (Semple, 1911: 1–2).

Эти выдержки указывают на две вещи: во-первых, на то, что стиль Семпл обладает определенными литературными достоинствами, что делает чтение ее сочинений приятным занятием, но в то же время из-за этого изложение иногда уходит далеко в сторону от существа предмета; во-вторых, что концепция земной природы как доминирующего фактора среди влияющих на жизнь людей оказывается за границами возможности объективной проверки. Описывая самые разные народности для подтверждения своих взглядов, она впадала в распространенную ошибку, подстерегающую тех, кто следует дедуктивному способу рассуждений, а именно заботливо опускала все те примеры, которые противоречили ее выводам. Действительно, разве нет народностей, признающих единого бога, но не занимающихся кочевым скотоводством? И наоборот, разве не существуют примеры, когда коренные обитатели степей являются пантеистами? Она писала, что люди, живущие у горных проходов и перевалов, часто становятся разбойниками, грабящими проходящие здесь караваны. И перечисляет случай за случаем, когда действительно жители таких мест добывали себе средства для жизни грабежом. Однако ею остались незамеченными те люди, которые не занимались разбоем, хотя они и жили в подобных местах; не объяснила она и случаи существования грабителей, живших не у горных проходов и перевалов.

И все же следует обратить внимание еще на два момента. Во-первых, Семпл всячески подчеркивала, что природные условия не обусловливают человеческую деятельность: лишь определенные обстоятельства направляют поведение людей в предсказуемое русло – выраженный словесным образом принцип теории вероятностей. Во-вторых, есть в ее сочинениях замечательные пассажи, и теперь, в силу присущей ей интуиции, воспринимающиеся как совершенно правильные. Так, ее «острова этнической экспансии» и «острова отступления этносов» расцениваются как существенная модификация современной теории распространения инноваций (Semple, 1911: 204–228).

Аллен Бушонг утверждал, что часто цитируемый первый параграф книги Семпл написан «старательным учеником», но что второй параграф той же книги принадлежит более объективной и зрелой Семпл: «Человека нельзя изучить с научной точки зрения вне той земли, которую он обрабатывает, или вне тех стран, по которым он путешествует, или морей, через которые он плавает, так же как полярную птицу или кактус из пустыни – без знания мест их обитания. Связи человека с окружающей его средой бесконечно более многочисленны и сложны по сравнению с большинством высших растений или животных. Они настолько сложны, что сами по себе составляют законный и необходимый объект специального изучения. Исследования в антропологии, этнологии, социологии и истории носят отрывочный и частный характер, будучи ограниченными расой, культурным развитием, эпохой, страной или теми или иными географическими условиями, принимаемыми в расчет. Следовательно, все эти науки совместно с историей в той мере, в какой она способна объяснить причины событий, оказываются неспособными решить стоящие перед ними задачи главным образом из-за того, что в стороне от анализа остался географический фактор, пронизывающий их все без исключения. Человек был столь громогласен в провозглашении своих намерений «покорить природу», а природа столь молчалива в своем настойчивом и упорном влиянии на человека, что географический фактор выпал из уравнения человеческого развития».

Эллен Семпл была преподавателем с необыкновенной силой убеждения. Поколения американских географов воспитывались на проповедываемых ею доктринах. Множество будущих географов слушали лекции Семпл в период ее работы сначала в Чикагском университете, а затем в Университете Кларка. Легко осудить ее за концепции, которые не выдержали проверку временем, но следует в полной мере оценить ее способность возбуждать энтузиазм у своих студентов, прививая им широкий взгляд на Землю как на дом человека.

В 1911 г. Семпл начала изучать географию Средиземноморского региона. В течение двадцати лет она часто посещала страны Средиземноморья, как европейские, так и азиатские. Ею был проштудирован огромный объем литературы – древней и современной. В 1915 г. Семпл опубликовала первую из многочисленных статей, касающихся различных аспектов этого региона. В ней рассматривались горные преграды и бреши в них как один из факторов истории этих мест (Semple, 1915). В своих статьях Семпл писала о сельском хозяйстве Средиземноморья, связи лесной растительности с климатом, связи климата с религией, а также о географических предпосылках средиземноморской торговли. Одна из самых восхитительных статей этого цикла была посвящена «храмам на мысах», где мореплаватели, когда им надо было проплыть опасное место, молили богов о помощи (Semple, 1927). Все эти статьи Семпл объединила в своем последнем большом труде. Работа над ним еще продолжалась, когда в 1929 г. Семпл тяжело заболела. Несмотря на то что ей было теперь разрешено работать не более двух часов в сутки, она с большим мужеством и упорством довела свой труд до конца. Книга вышла в свет всего за несколько месяцев до ее кончины (Semple, 1931).

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.