Джонсон Э. и Смит Дж.

Эмори Р. Джонсон и Дж. Рассел Смит

Тогда как антропогеографией занимались священнослужители или историки, а физической географией – специалисты в области геологии, достижениям в экономической географии и географии торговли положили начало двое ученых-экономистов. Это были преподаватели Уортонской школы финансов и торговли при Пенсильванском университете Эмори Р. Джонсон и Дж. Рассел Смит.

Эмори Р. Джонсону была присвоена степень доктора философии по экономике за диссертацию «Внутриконтинентальные водные пути: их пригодность для развития транспорта» в Уортонской школе в 1839 г.

Уиттлси назвал ее первой докторской диссертацией по географии в Соединенных Штатах (Whittlesey, 1935: 213). На всем протяжении своей работы в Уортонской школе с 1893 по 1933 (год отставки) Джонсон вел курсы экономической географии, совмещая это с 1919 по 1933 г. с работой декана. Среди учеников Джонсона, получивших степень доктора философии в этой же школе, были Дж. Пол Гуд (1901), Дж. Рассел Смит (1903) и Уолтер С. Тауэр (1906). Джонсон был членом-основателем Ассоциации американских географов.

Дж. Рассел Смит, завершивший высшее образование по экономическим наукам в 1898 г. в Пенсильванском университете, начал работать с Э. Р. Джонсоном. В 1899–1901 гг. оба они состояли в Комиссии по Панамскому каналу. В 1901–1902 гг. Смит стажировался по антропогеографии в Лейпциге у Ратцеля; затем возвратился в Уортонскую школу, где в 1903 г. получил степень доктора философии. Работая в штате этой школы с 1903 по 1919 г., он одновременно возглавлял кафедру на новом факультете географии и промышленности, который был им основан. С 1919 по 1944 (год его отставки) Смит был главою факультета в Школе бизнеса при Колумбийском университете. В 1943 г. он был президентом Ассоциации американских географов (Rowley, 1964).

В 1899 г., когда конгресс учредил комиссию, которая должна была рекомендовать наилучший вариант межокеанического канала, Джонсон – специалист по географии транспорта – был назначен экспертом по определению наиболее экономичного проекта. Своим помощником он избрал Дж. Рассела Смита – одного из своих учеников. Несмотря на то что Джонсон читал курсы «Теория и география торговли» и «Физическая и экономическая география», он не обладал опытом и знанием методов собственно географических исследований. Совместно со Смитом он разработал собственную методику. Вот как Смит писал о сложившейся ситуации: «Наша работа привела нас к твердому убеждению, что система американского образования нуждается в преподавании географии в колледжах, и немедленно. Наша беспомощность перед лицом конкретных проблем убедила нас в крайней важности этого» (Rowley, 1964: 22–23).

В 1919 г. Дж. Рассела Смита пригласили во вновь созданную Школу бизнеса при Колумбийском университете для разработки учебной программы по географии, дающей право на ученую степень. Задолго до этого он начал свою деятельность с исправления того, что, по его мнению, представляло серьезный недостаток: речь шла об отсутствии хороших учебников по экономической географии. Еще в 1913 г. он опубликовал «Географию промышленности и торговли» (Smith, 1913), не оставшуюся незамеченной. Эта книга несколько раз перерабатывалась и выходила повторными изданиями, считаясь основным учебным пособием по этим разделам географии в течение примерно пятидесяти лет. Последний раз она была им опубликована в 1955 г. в соавторстве с двумя учеными, один из которых, Томас Р. Смит, был сыном Дж. Рассела Смита. Помимо этого учебника, Смит написал еще двадцать девять учебных пособий для курсов разного уровня сложности. Он проявил немалую активность в вопросах охраны природы, и в частности настойчиво рекомендовал укреплять крутые склоны древесными насаждениями, чтобы предохранить их от эрозии. Вот как Вирджиния М. Роули охарактеризовала его деятельность: «Дж. Рассел Смит – это замечательный человек, необычайно энергичный и разносторонний. Его беспокойный, любознательный, творческий ум позволял ему выходить за узкие рамки одной научной дисциплины и воспринимать знание как связное целое. Можно, конечно, критиковать Смита за некоторую неточность, за его не проверенные опытным путем теории и временами за некоторое невнимание к специфическим деталям. Подобные критические высказывания, иногда оправданные, а иногда неверные и необъективные, отражают тем не менее определенные слабости, которые Смиту как профессиональному географу следовало бы изжить. С другой стороны, нельзя забывать, что Смит преследовал иную, чем у сугубо кабинетного специалиста, цель. Для него только та идея была стоящей, которую можно было запустить в работу. Смит – это ученый-географ, мыслящий широкими обобщениями, одновременно и теоретик и экспериментатор, такой же, каким многие считали Шейлера, «незримого учителя» Смита, в большей мере стремившегося пробудить умы, чем наполнить их специальной информацией» (Rowley, 1924: 200–201).

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.