Джефферсон М.

Марк Джефферсон

Никто из учеников Дэвиса не достиг большего в продвижении и улучшении преподавания географии в Соединенных Штатах, чем Марк Джефферсон, который на протяжении тридцати восьми лет с 1901 по 1939 г. был профессором географии в Мичиганском государственном нормальном колледже в Ипсиланти. Джефферсон заслуживает специального места в истории становления географии не только из-за умения воодушевить своих учеников, но и из-за солидного вклада в понятийную структуру географии. [Перед самым окончанием Бостонского университета в потоке 1884 г. Марк Джефферсон ушел из него, чтобы занять место сотрудника обсерватории в Кордове (Аргентина). Он жил в Аргентине с 1884 по 1889 г., причем в течение двух лет служил помощником управляющего плантацией сахарного тростника вблизи Тукумана. Затем он возвратился в Массачусетс, где занимал различные административные должности в средней школе, преподавая там же географию. В 1897-1898 гг. Джефферсон изучал географию в Гарварде у Дэвиса и чрезвычайно увлекся этим предметом. Летом 1900 г. в Гарвард прибыла группа из 1300 кубинских учителей, желавших получить представление о новой географии. Джефферсона попросили прочитать для них лекции на испанском языке. Он прочитал 18 лекций и провел 12 полевых учебных экскурсий. Дэвис был весьма удовлетворен педагогическими способностями Джефферсона (Martin, 1968)].

Нормальный колледж штата Мичиган в Ипсиланти был знаменит хорошо поставленным преподаванием географии еще до прихода в 1901 г. Джефферсона. Лекции по географии читались там с 1853 г. В 1860 г. это дело взял и свои руки Джон Гудисон, а после его смерти в 1892 г. кафедру принял Чарлз Т. Макфарлейн – тогда ему был двадцать один год, и он только что окончил нормальный колледж штата Нью-Йорк. Макфарлейн очень стремился попасть на это превосходное место. Два года спустя его лекции были охарактеризованы как научные, сочетающие «строгую логику физики и математики и глубокое проникновение в сущность истории и социальной жизни» (Martin, 1968: 78). В курсе изучения географии, разработанном Макфарлейном, использовались рекомендации Комитета десяти. [Макфарлейн прибыл в Вену на годичный отпуск для научной работы; там он учился и сотрудничал с Альбрехтом Пенком. В 1901 г. он стал директором нормального колледжа штата Нью-Йорк в Брокпорте. Однако в 1910 г. Макфарлейн поступил в Колумбийский колледж для учителей в качестве инспектора, оставаясь на этой должности вплоть до своей отставки в 1927 г. В эти годы он также читал лекции о преподавании географии. Одним из выдающихся учеников Макфарлейна в Ипсиланти был X. X. Барроуз, завершивший свое обучение там в 1896 г. Занимаясь преподаванием в Институте Ферриза в Биг-Рапидсе (Мичиган), он воспитал студента, который впоследствии стал одним из лидеров географии. Речь идет Исайе Боумане. Боуман избрал для своей карьеры географию под влиянием одной из лекций Макфарлейна.]

Когда в 1900 г. Макфарлейн покинул Ипсиланти, Дэвис рекомендовал на его место Джефферсона. Приступив к преподаванию в июне 1901 г., Джефферсон непрерывно работал на этой должности вплоть до 1939 г. Тогда ему исполнилось семьдесят шесть лет, и он ушел в отставку в связи с введением мичиганским отделом просвещения возрастного лимита для преподавателей. За тридцать восемь лет работы в Мичиганском колледже Джефферсон непосредственно подготовил много учителей географии; некоторые из них немало сделали в своей отрасли знания. Джефферсон, который был большим почитателем Дэвиса, тем не менее высказывал сомнения по поводу многих его идей в вопросах обучения. Он никогда не разделял концепцию географического детерминизма. Более того, он был крайне несогласен с рекомендациями Комитета десяти относительно содержания школьной географии. Джефферсон настаивал на том, что фокус географии как учебного предмета должен сосредоточиваться на представлении «человек на Земле», а не «Земля и человек». При этом он вовсе не собирался пренебречь изучением географических условий в каждой из отдельных стран, то есть тем, что мы могли бы определить как региональную географию. Более того, он желал сделать эти страны для учеников старших классов как бы реально осязаемыми, показав их ландшафты, образ жизни людей и формы правления (Martin, 1968: 343–344). Такая география не предусматривала системный подход, одобренный Дэвисом. В 1904 г. Джефферсон изучил программы по географии, действующие в школах штата Мичиган; при этом обнаружилось, что из 129 средних школ не нашлось и дюжины, в которых следовали программе Комитета десяти.

Джефферсон остался в стороне от бесконечного обсуждения вопроса о том, «что такое география». Он никогда не начинал курс лекций с определения предмета; он полагал, что сфера географического исследования станет ясна в процессе изложения самого материала. По его мнению, ни одно из определений не может претендовать на большее, чем раскрытие лишь частичной истины о предмете. Вот что он написал в 1931 г. в ответ на вопрос анкеты: «Кое-кто говорит, что все то, что вы можете нанести на карту, – это и есть объект географии. Это то, что я мог бы назвать географией размещения... Но географы – личности, склонные к умозрительности и созерцательности,– не могут удовлетвориться столь скудным определением...

Фактически же сущность географии выражается в существовании поддающихся обнаружению причин распределения и связей между распределениями. Мы изучаем географию, если заняты поиском всего этого... Существуют, однако, искусство географии – картография, или выделение и разграничение особенностей земной поверхности и ее обитателей, и наука географии, которая обдумывает факты разграничения и ищет причины конфигурации каждого из видов размещения и их связей друг с другом» (Martin, 1968: 319–321).

Своим собственным примером Джефферсон убедительно доказывал, что жизненность и эффективность преподавания связана с научном поиском и возможностью сообщения о результатах исследований в научных публикациях. Несмотря на то, что его ученая нагрузка во многих семестрах была очень велика – шесть курсов (восемнадцать семестровых часов), он сумел создать себе репутацию весьма продуктивного ученого. В период между 1909 и 1941 гг. он опубликовал тридцать одну статью в «Bulletin of the American Geographical Society» и его преемнике – «The Geographical Review» (Wright, 1952: 294). Ему, таким образом, принадлежит наибольшее число публикаций за это время среди всех авторов этих престижных журналов. Причем статьи Джефферсона никак нельзя отнести к тем тривиальным сочинениям, которые пишутся лишь для пополнения списка печатных работ. Наоборот, ряд из них существенно пополнил концептуальное содержание географии (Jefferson, 1909, 1915, 1928, 1939), а в таких областях, как размещение населения и структура городов, Джефферсон был новатором и первопроходцем.

 

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.